· во-вторых, вызывать изменения как емкости потребительского рынка, так и его структуры.
Поэтому при изучении и расчете емкости регионального потребительского рынка необходимо осуществлять комплексный, системный анализ всей совокупности факторов, влияющих на величину и структуру емкости рынка; показать глубину взаимосвязи выявленных факторов и определить размер их влияния на покупательский спрос и товарное предложение.
Процесс определения емкости рынка потребительских товаров описывается следующим алгоритмом (прил.3), включающим шесть взаимосвязанных этапов его проведения:
n выявление и характеристику СТЭП-факторов, наиболее значимых для изучаемого товарного рынка;
n изучение конъюнктуры рынка;
n выбор методов определения емкости товарного рынка;
n расчет общей емкости рынка и емкости рынка отдельных товаров различными методами;
n отбор оптимальных вариантов развития рынка и его емкости;
n сопоставление рассчитанной емкости рынка с возможностями товарного предложения.
При определении емкости регионального рынка потребительских товаров возможно использование большого количества методов расчета, что связано с различными целями прогнозирования, многообразием видов потребительских товаров; разнообразием видов покупательского спроса и факторов, его определяющих; информационной базой и т.д. Наиболее распространенным методом определения емкости рынка является балансовый, имеющий в своей основе баланс денежных доходов и расходов населения, или баланс товарных ресурсов региона (табл.9.2).
Таблица 9.2
Балансовый метод расчета емкости рынка (Ер) потребительских товаров
На основе баланса денежных доходов и расходов |
На основе баланса товарных ресурсов |
Ер= ПФ + Ис - Вд + Рорг |
Ер = П + ТЗ +И - Э |
Пф - покупательные фонды населения региона; |
П - объем производства потребительских товаров; |
Ис - инорайонный спрос населения; |
ТЗ - остатки товаров у предприятий –изготовителей; |
Вд - вывоз денег из региона; |
И - объем импорта; |
Рорг - спрос (реализация) потребительских товаров организациями, предприятиями, фирмами |
Э - объем экспорта |
Знание емкости рынка потребительских товаров определяет реальные масштабы деятельности торговли, функционирование которой и строится, прежде всего, исходя из этой величины. Рассмотрим основные из методов расчета емкости потребительского рынка.
Ряд экономистов предлагает расширенную формулу расчета емкости потребительского рынка на основе баланса товарных ресурсов:
С = Р + Ро - Е + И + Д - М + Ео + Ио, (9.1)
где Р - национальное (местное) производство потребительских товаров, тыс. руб.;
Ро - остаток товарных запасов на складах предприятий-изготовителей в стране (регионе), тыс. руб.;
Е - экспорт, тыс. руб.;
И - импорт, тыс. руб.;
Д - снижение (М - увеличение) запасов товаров у продавцов и потребителей в стране, тыс. руб.;
Ео - косвенный экспорт (то есть товар, использованный в другом изделии и вывезенный за границу), тыс. руб.;
Ио - косвенный импорт, тыс. руб.
Однако точный объем косвенного импорта и экспорта, а также снижение или увеличение запасов потребительских товаров у продавцов и потребителей определить крайне сложно, а произведенные расчеты не могут существенно исказить результаты исследования емкости рынка. Поэтому данные показатели при расчете емкости потребительского рынка на практике не используют, и исследователи ограничиваются так называемым видимым потреблением товара. В целом же, на наш взгляд, формулы расчета емкости потребительского рынка на основе баланса товарных ресурсов в большей степени характеризуют не емкость регионального потребительского рынка, а лишь размер товарного предложения на потребительском рынке.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.