3.Оперативная (сигнальная) конъюнктурная информация.
Таким образом, изучение рыночной конъюнктуры – это необходимое условие для успешной деятельности любого торгового предприятия.
|
9.3. Емкость потребительского рынка: сущность, методика расчета
Оценка емкости потребительского рынка в целом и расчет емкости рынков отдельных видов потребительских товаров необходимы каждому предприятию (фирме) для анализа их возможностей на данном потребительском рынке, определения стратегии и тактики деятельности предприятия и целесообразности той или иной маркетинговой политики.
При определении емкости потребительского рынка как экономической категории выделяют следующие подходы:
· ориентацию на реальный уровень емкости рынка;
· ориентацию на потенциальный уровень емкости рынка.
При первом подходе под емкостью потребительского рынка понимают объем продаж определенного товара на данном рынке страны (региона) в течение определенного периода времени (обычно в течение года). При втором - определяют емкость потребительского рынка как возможный объем сбыта потребительских товаров на рынке.
Емкость потребительского рынка обычно характеризуется количеством (физическими единицами или стоимостным выражением) реализованных или потенциально реализуемых товаров в течение какого-либо периода.
При изучении покупательского спроса и определении емкости регионального потребительского рынка необходимо учитывать всю совокупность факторов, которые в настоящее время являются наиболее значимыми для данного потребительского рынка. Факторы, влияющие на емкость рынка, классифицируют по четырем группам: социальные, технологические, экономические и прочие факторы (СТЭП - факторы) (прил.2).
При анализе и учете факторов, влияющих на емкость потребительского рынка региона, их подразделяют на три группы:
n общие;
n региональные;
n специфические.
Общие факторы оказывают влияние на емкость потребительского рынка как отдельных регионов, так и страны в целом; на емкость потребительского рынка в целом и рынков отдельных товаров. К общим факторам, формирующим емкость регионального потребительского рынка, относятся:
· уровень и соотношение цен и инфляции;
· инвестиционная политика в государственном и частном секторах;
· размеры и структуры импорта (экспорта) потребительских товаров;
· уровень жизни населения;
· развитие инфраструктуры рынка потребительских товаров;
· степень насыщенности рынка;
· развитие конкуренции на потребительском рынке;
· денежные доходы и покупательная способность населения и т.д.
Региональные факторы влияют преимущественно на емкость потребительского рынка конкретного региона. Данную группу составляют: демографические факторы; природно-климатические условия; национально-бытовые и исторические традиции; расселенческий и градообразующий факторы; транспортные факторы и т.д.
Кроме рассмотренных, на емкость потребительского рынка конкретных товаров и товарных групп влияют и специфические факторы, определяющие развитие покупательского спроса на отдельные виды товаров и характер товарного предложения по ним. Например, к специфическим факторам, определяющим конъюнктуру и емкость рынка мебели бытовой, можно отнести следующие:
· рост жилищного строительства и обеспеченности населения жильем ;
· размеры и планировка квартир;
· сроки службы мебели и степень ее износа (физического и морального);
· универсальность использования мебели в быту.
Совокупность рассмотренных факторов может влиять на потребительский рынок двояко:
· во-первых, вызывать изменения структуры потребительского рынка без изменения его емкости;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.