Конъюнктура и емкость рынка потребительских товаров, страница 4

3.Оперативная (сигнальная) конъюнктурная информация.

Таким образом, изучение рыночной конъюнктуры – это необходимое условие для успешной деятельности любого торгового предприятия.


Рис. 36  Модель изучения конъюнктуры регионального рынка потребительских товаров

 
 



 9.3.  Емкость потребительского рынка: сущность, методика расчета

Оценка емкости потребительского рынка в целом и расчет емкости рынков отдельных видов потребительских товаров необходимы каждому предприятию (фирме) для анализа их возможностей на данном потребительском рынке, определения стратегии и тактики деятельности предприятия и целесообразности той или иной маркетинговой политики.

При определении емкости потребительского рынка как экономической категории выделяют следующие подходы:

·  ориентацию на реальный уровень емкости рынка;

·  ориентацию на потенциальный уровень емкости рынка.

При первом подходе под емкостью потребительского рынка понимают объем продаж определенного товара на данном рынке страны (региона) в течение определенного периода времени (обычно в течение года). При втором -  определяют емкость потребительского рынка как  возможный объем сбыта потребительских товаров на рынке.

Емкость потребительского рынка обычно характеризуется количеством (физическими единицами или стоимостным выражением) реализованных или потенциально реализуемых товаров в течение какого-либо периода.

При изучении покупательского спроса и определении емкости регионального потребительского рынка необходимо учитывать всю совокупность факторов, которые в настоящее время являются наиболее значимыми для данного потребительского рынка. Факторы, влияющие на емкость рынка, классифицируют по четырем группам: социальные, технологические, экономические и прочие факторы (СТЭП - факторы) (прил.2).

При анализе и учете факторов, влияющих на емкость потребительского рынка региона, их подразделяют на три группы:

n общие;

n региональные;

n специфические.

Общие факторы оказывают влияние на емкость потребительского рынка как отдельных регионов, так и страны в целом; на емкость потребительского рынка в целом и рынков отдельных товаров. К общим факторам, формирующим емкость регионального потребительского рынка, относятся:

·  уровень и соотношение цен и инфляции;

·  инвестиционная политика в государственном и частном секторах;

·  размеры и структуры импорта (экспорта) потребительских товаров;

·  уровень жизни населения;

·  развитие инфраструктуры рынка потребительских товаров;

·  степень насыщенности рынка;

·  развитие конкуренции на потребительском рынке;

·  денежные доходы и покупательная способность населения и т.д.

Региональные факторы влияют преимущественно на емкость потребительского рынка конкретного региона. Данную группу составляют: демографические факторы; природно-климатические условия; национально-бытовые и исторические традиции; расселенческий и градообразующий факторы; транспортные факторы и т.д.

Кроме рассмотренных, на емкость потребительского рынка конкретных товаров и товарных групп влияют и специфические факторы, определяющие развитие покупательского спроса на отдельные виды товаров и характер товарного предложения по ним. Например, к специфическим факторам, определяющим конъюнктуру и емкость рынка мебели бытовой, можно отнести следующие:

·  рост жилищного строительства и обеспеченности населения жильем ;

·  размеры и планировка квартир;

·  сроки службы мебели и степень ее износа (физического и морального);

·  универсальность использования мебели в быту.

Совокупность рассмотренных факторов может влиять на потребительский рынок двояко:

·  во-первых, вызывать изменения структуры потребительского рынка без изменения его емкости;