Конъюнктура и емкость рынка потребительских товаров, страница 6

Для расчета общей величины потребности населения в потребительских товарах при определении емкости потребительского рынка возможно использование нормативного метода, основанного на применении таких норм и нормативов, как физиологические нормы потребления продуктов питания, рациональные нормы потребления непродовольственных товаров и услуг; нормы обеспеченности населения конкретными товарами в предшествующих периодах (на 1000 жителей или на 100 семей) и т.п. Использование данного метода дает возможность определить емкость рынка отдельных продовольственных и непродовольственных товаров на перспективу, при достижении рациональных, научно обоснованных норм потребления в соответствии с численностью населения региона.

Нормативный метод отличается высокой точностью расчетов при наличии научно обоснованных норм и нормативов и небольшой трудоемкостью расчетов; позволяет определить перспективную емкость регионального рынка основных видов продовольственных и непродовольственных товаров. При применении нормативного метода емкость регионального потребительского рынка рассчитывают по следующей формуле:

Ер = Nni ´ Ч      или       Ер = Nнi ´ Ч,                            (9.2)

где Ер - емкость регионального рынка конкретного товара или товарной группы, тыс. руб.;

Nni - физиологические нормы потребления i-го вида продовольственных товаров;

i - рациональные нормы потребления i-го вида непродовольственных товаров;

Ч - численность населения региона, чел.

При расчете общей емкости потребительского рынка возможно также использование индексных методов, в частности метода расчета индекса покупательной способности. Этот метод основан на применении многофакторного индекса, отражающего относительную покупательную способность в данном регионе и рассчитываемого по следующей формуле:

Рi = ахi + вуi + czi,                                         (9.3)

где  Рi - выраженная в процентах доля i-го региона в суммарной покупательной способности населения страны;

хi - выраженная в процентах доля i-го региона в свободном (то есть за исключением налогов) личном доходе населения в целом по стране;

уi - выраженная в процентах доля i-го региона в общем объеме розничной реализации в целом по стране;

zi - выраженная в процентах доля i-го региона в численности населения страны;

а, в, с - коэффициенты, имеющие различные значения в зависимости от конкретного товара.

Важную роль в расчете емкости регионального потребительского рынка играют формализованные методы, такие как эконометрическое прогнозирование, в частности экстраполяционные и корреляционно-регрессионные методы.

Экстраполяционный метод основан на построении динамических рядов показателей, характеризующих емкость рынка и их экстраполяции.Различают формальную и прогнозную экстраполяцию.

Формальная экстраполяция предусматривает практически полную неизменность тенденций изучаемого показателя, существовавших в прошлом.

Прогнозная экстраполяция предполагает совмещение уже имеющихся тенденций с некоторыми гипотезами в отношении закономерностей развития процессов, следующих из логической сущности. В результате возможна корректировка формальной экстраполяции или параметров уже построенной эконометрической модели исходя из дополнительных сведений и предположений. В большинстве случаев для таких корректировок используют экспертные методы, что позволяет говорить о некоторой системе экономического и экспертного прогнозирования.

Часто в экстраполяционную модель развития емкости потребительского рынка в качестве фактора, ее определяющего, вводится временной фактор, и расчет ведется по трендовой модели следующего типа :

  или    ,                               (9.4)

где  t - номер временного периода;

а - свободный член уравнения;

вi - параметры уравнения;

е - основание натурального логарифма.