Конъюнктура и емкость рынка потребительских товаров

Страницы работы

Содержание работы

 


9.1.  Конъюнктура: понятие, отличительные черты,

конъюнктурообразующие факторы

Для общей характеристики состояния рынка потребительских товаров, то есть сложившегося на нем соотношения между спросом и предложением, используют понятие его конъюнктуры.

1. Конъюнктура рынка - это сложившаяся в данный момент на потребительском рынке конкретная экономическая ситуация, определяющая соотношение спроса и предложения в условиях реализации товаров в данный период времени.

2. Конъюнктура рынка - это совокупность условий, определяющих рыночную ситуацию на потребительском рынке в данный момент времени.

Принципиальных различий в данных определениях конъюнктуры рынка нет. Второе определение лишь конкретизирует и уточняет первое,  делая упор на причинно-следственные связи действия условий и факторов, формирующих  рыночную ситуацию.

Различают конъюнктуру рынка потребительских товаров и торговую конъюнктуру. Конъюнктура потребительского рынка охватывает экономическую систему в целом, то есть сферу производства, распределения, обмена и потребления, во взаимосвязи и взаимодействии с общеэкономической конъюнктурой. Торговая конъюнктура представляет собой условия деятельности предприятий, организаций торговли и других торговых посредников, складывающиеся  в результате колебаний и соотношения спроса  и предложения при данном уровне цен за определенный период времени. Таким образом, торговая конъюнктура является составной частью конъюнктуры рынка потребительских товаров. Существует три уровня исследования конъюнктуры рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный(рис.9.1).

 


Рис. 9.1.  Уровни исследования конъюнктуры рынка

Руководители торговых предприятий принимают коммерческие решения прежде всего на основе исследования конъюнктуры конкретных товарных рынков. Однако при этом учитывается состояние общеэкономических и отраслевых условий реализации.

Основной целью изучения конъюнктуры рынка потребительских товаров являются определение и предсказание возможного характера развития процесса реализации товаров и удовлетворения покупательского спроса населения с учетом действия определенных факторов и условий; характеристика степени сбалансированности рынка. Изучение конъюнктуры рынка потребительских товаров позволяет получить информацию о состоянии и тенденциях развития рынка и структурных сдвигах на нем, соотношения спроса и предложения на каждый данный момент экономического развития, о причинах их изменениях в ближайшей перспективе. Результаты изучения конъюнктуры рынка потребительских товаров в основном используются для обоснования и  корректировкизаказов (заявок) торгующих организаций (предприятий), формирования производственного и торгового ассортимента, то есть текущего регулирования спроса и предложения; а также для оперативного управления производством и сбытом потребительских товаров.

При изучении конъюнктуры рынка потребительских товаров следует учитывать такие ее отличительные черты, как:

·  цикличность, то есть рынок потребительских товаров в своем развитии проходит ряд циклов; подвержен сезонным и цикличным колебаниям под влиянием определенных факторов. Поэтому характеристика цикла развития рынка, оценка его колеблемости являются необходимым условием изучения конъюнктуры рынка с целью принятия оптимальных управленческих решений в коммерческой деятельности предприятия;

·  динамичность, то есть рынок потребительских товаров и его конъюнктуру необходимо изучать в динамике, с учетом происходящих изменений в спросе и предложении; структурных сдвигов на рынке; изменении рыночных цен и т.п.;

·  вариабельность, то есть необходимо иметь в виду его стихийность, подверженность случайным и постоянно проявляющимся колебаниям под влиянием целой совокупности конъюнктурообразующих факторов.

В изучении конъюнктуры регионального рынка потребительских товаров важное место занимают выявление совокупности факторов, определяющих конъюнктуру, и их классификация. Всю совокупность конъюнктурообразующих факторов можно классифицировать по ряду признаков (табл. 9.1).

Таблица 9.1

Классификация конъюнктурообразующих факторов

п/п

Признак классификации

Конъюнктурообразующие факторы

А

1

2

1

По природе возникновения

1.1. Экономические.

1.2. Социально- демографические.

1.3. Технологические.

1.4. Психологические.

1.5. Природно-климатические.

1.6. Прочие

2.

По связи с экономическими циклами воспроизводства

2.1. Циклические.

2.2. Нециклические


Продолжение таблицы 9.1

А

1

2

3.

По степени влияния на конъюнктуру

3.1. Факторы, оказывающие сильное влияние.

3.2.Факторы, оказывающие умеренное влияние.

3.3. Факторы, оказывающие незначительное влияние

4.

По принадлежности к изучаемому предмету

4.1. Внутренние.

4.2. Внешние

5.

По продолжительности действия

5.1. Долговременные.

5.2. Среднесрочные.

5.3. Краткосрочные

6.

По возможности измерения

6.1. Количественно измеримые.

6.2. Косвенно измеримые

7.

По предсказуемости

7.1. Предсказуемые.

7.2. Непредсказуемые

8.

По характеру влияния

8.1. Общие.

8.2. Частные

9.

По степени управляемости

9.1.Управляемые.

9.2. Неуправляемые

10.

По направленности воздействия на конъюнктуру рынка

10.1. Стимулирующие.

10.2. Сдерживающие

11.

По характеру воздействия на конъюнктуру

11.1. Непосредственно влияющие на конъюнктуру.

11.2. Косвенно влияющие на конъюнктуру

Похожие материалы

Информация о работе