9.1. Конъюнктура: понятие, отличительные черты,
конъюнктурообразующие факторы
Для общей характеристики состояния рынка потребительских товаров, то есть сложившегося на нем соотношения между спросом и предложением, используют понятие его конъюнктуры.
1. Конъюнктура рынка - это сложившаяся в данный момент на потребительском рынке конкретная экономическая ситуация, определяющая соотношение спроса и предложения в условиях реализации товаров в данный период времени.
2. Конъюнктура рынка - это совокупность условий, определяющих рыночную ситуацию на потребительском рынке в данный момент времени.
Принципиальных различий в данных определениях конъюнктуры рынка нет. Второе определение лишь конкретизирует и уточняет первое, делая упор на причинно-следственные связи действия условий и факторов, формирующих рыночную ситуацию.
Различают конъюнктуру рынка потребительских товаров и торговую конъюнктуру. Конъюнктура потребительского рынка охватывает экономическую систему в целом, то есть сферу производства, распределения, обмена и потребления, во взаимосвязи и взаимодействии с общеэкономической конъюнктурой. Торговая конъюнктура представляет собой условия деятельности предприятий, организаций торговли и других торговых посредников, складывающиеся в результате колебаний и соотношения спроса и предложения при данном уровне цен за определенный период времени. Таким образом, торговая конъюнктура является составной частью конъюнктуры рынка потребительских товаров. Существует три уровня исследования конъюнктуры рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный(рис.9.1).
Рис. 9.1. Уровни исследования конъюнктуры рынка
Руководители торговых предприятий принимают коммерческие решения прежде всего на основе исследования конъюнктуры конкретных товарных рынков. Однако при этом учитывается состояние общеэкономических и отраслевых условий реализации.
Основной целью изучения конъюнктуры рынка потребительских товаров являются определение и предсказание возможного характера развития процесса реализации товаров и удовлетворения покупательского спроса населения с учетом действия определенных факторов и условий; характеристика степени сбалансированности рынка. Изучение конъюнктуры рынка потребительских товаров позволяет получить информацию о состоянии и тенденциях развития рынка и структурных сдвигах на нем, соотношения спроса и предложения на каждый данный момент экономического развития, о причинах их изменениях в ближайшей перспективе. Результаты изучения конъюнктуры рынка потребительских товаров в основном используются для обоснования и корректировкизаказов (заявок) торгующих организаций (предприятий), формирования производственного и торгового ассортимента, то есть текущего регулирования спроса и предложения; а также для оперативного управления производством и сбытом потребительских товаров.
При изучении конъюнктуры рынка потребительских товаров следует учитывать такие ее отличительные черты, как:
· цикличность, то есть рынок потребительских товаров в своем развитии проходит ряд циклов; подвержен сезонным и цикличным колебаниям под влиянием определенных факторов. Поэтому характеристика цикла развития рынка, оценка его колеблемости являются необходимым условием изучения конъюнктуры рынка с целью принятия оптимальных управленческих решений в коммерческой деятельности предприятия;
· динамичность, то есть рынок потребительских товаров и его конъюнктуру необходимо изучать в динамике, с учетом происходящих изменений в спросе и предложении; структурных сдвигов на рынке; изменении рыночных цен и т.п.;
· вариабельность, то есть необходимо иметь в виду его стихийность, подверженность случайным и постоянно проявляющимся колебаниям под влиянием целой совокупности конъюнктурообразующих факторов.
В изучении конъюнктуры регионального рынка потребительских товаров важное место занимают выявление совокупности факторов, определяющих конъюнктуру, и их классификация. Всю совокупность конъюнктурообразующих факторов можно классифицировать по ряду признаков (табл. 9.1).
Таблица 9.1Классификация конъюнктурообразующих факторов |
||
№ п/п |
Признак классификации |
Конъюнктурообразующие факторы |
А |
1 |
2 |
1 |
По природе возникновения |
1.1. Экономические. 1.2. Социально- демографические. 1.3. Технологические. 1.4. Психологические. 1.5. Природно-климатические. 1.6. Прочие |
2. |
По связи с экономическими циклами воспроизводства |
2.1. Циклические. 2.2. Нециклические |
Продолжение таблицы 9.1 |
||
А |
1 |
2 |
3. |
По степени влияния на конъюнктуру |
3.1. Факторы, оказывающие сильное влияние. 3.2.Факторы, оказывающие умеренное влияние. 3.3. Факторы, оказывающие незначительное влияние |
4. |
По принадлежности к изучаемому предмету |
4.1. Внутренние. 4.2. Внешние |
5. |
По продолжительности действия |
5.1. Долговременные. 5.2. Среднесрочные. 5.3. Краткосрочные |
6. |
По возможности измерения |
6.1. Количественно измеримые. 6.2. Косвенно измеримые |
7. |
По предсказуемости |
7.1. Предсказуемые. 7.2. Непредсказуемые |
8. |
По характеру влияния |
8.1. Общие. 8.2. Частные |
9. |
По степени управляемости |
9.1.Управляемые. 9.2. Неуправляемые |
10. |
По направленности воздействия на конъюнктуру рынка |
10.1. Стимулирующие. 10.2. Сдерживающие |
11. |
По характеру воздействия на конъюнктуру |
11.1. Непосредственно влияющие на конъюнктуру. 11.2. Косвенно влияющие на конъюнктуру |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.