Говоря о семье как о важнейшем факторе формирования культуры новых поколений, а следовательно, всего процесса духовного производства, следует учитывать, что школьное образование, имевшее прежде решающее значение в этом процессе, ныне превратилось лишь в один из его аспектов. В «оснащении» человеческой психики, как справедливо пишет А. Моль, гораздо большую роль играет сегодня то, что человек «услышит по радио, увидит в кино или по телевизору, прочтет в газете по дороге на работу или узнает из разговоров с сослуживцами и соседями: от школы остается только дымка полузабытых понятий» ".
Эти факторы еще больше увеличивают влияние семьи на
22
кулътурное развитие личности, так как именно в семье закладывается фундамент тех чувств, ценностных ориентации, представлений, которые затем начинают выполнять функции критериев отбора информации, предпочтения одних ее форм и источников другим и т. д. Причем семейное воспитание имеет широчайший, практически всеобъемлющий диапазон, ибо оно не сводится к дидактическому внушению, а включает все формы воздействия социума на формирующуюся личность: общение и непосредственное познание, труд и личный пример окружающих, оценку реального поведения, поощрения и наказания. Можно сказать, что развитие ребенка органически вписано в жизнедеятельность семьи.
В свою очередь, эта деятельность отличается предельным многообразием уже потому, что включает и потребление культуры через телевидение, радио, прессу, книги и х. д. Поскольку уже это потребление опосредуется психологической атмосферой семейной группы, связано со стремлением к общности реакций, с обсуждением, обменом мнениями, постольку можно сказать, что культура воспринимается членами семьи, особенно детьми младшего возраста, через призму уже сложившихся семейных традиций. Вот почему идеологическо-воспитателъная деятельность общества должна ориентироваться не только на личность, но и на семью в целом.
В условиях социализма широта диапазона культурных ценностей, осваиваемых в семье, возможности семейного коллектива в формировании и нравственного, и эстетического, и политического сознания детей, и их интеллекта, трудовых навыков, речи, манер, ограничиваются лишь тремя группами обстоятельств: большими затратами времени — особенно женщинами — на бытовой труд, нестабильностью некоторых семей и недостаточной компетентностью отдельных родителей в вопросах культуры, и в частности педагогического искусства как одного из важнейших ее элементов.
В связи с этим следует подчеркнуть, что главная ответственность за избавление семьи от тех трудностей, с которыми она сталкивается в настоящее время, лежит на сфере бытового обслуживания населения. Выявленное при социологических опросах негативное отношение населения к бытовым учреждениям и многим предприятиям торговли — результат того, что именно в их недостаточно качественной работе — основная причина и трудовой перегрузки женщин, и достигающего еще большей остроты противоречия между их профессиональной деятельностью и се-мейными обязанностями. Поэтому предусмотренные XXVI съездом
23
КПСС эффективные моры по облегчению труда в домашнем хозяйстве имеют непосредственное отношение к тому, что мы вправе ожидать и ожидаем от семьи как одной из основных ячеек развитого социалистического общества. В свете съездовских документов яснее видно значение и таких факторов прогресса брач-но-семейных отношений, как подготовка молодежи к супружеству, материнству, отцовству, родительский всеобуч, консультации по вопросам семейной жизни и обеспечению психического здоровья детей.
Огромный и подчас еще недостаточно используемый воспитательный потенциал семьи, проявляющийся во всех сторонах (гранях) и на всех этапах процесса становления и развития личности, глубокая специфичность, целостность, комплексность семейного влияния па сознание и поведение делают семью не только оптимальной, но и в принципе незаменимой формой воспроизводства общества, если под воспроизводством понимать как рождение, так и социализацию детей. Уже одно зто обстоятельство превращает вопрос: «Сохранится или нет семья в будущем?» — в чисто резонерский.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.