Семья как фактор социально-культурного развития общества, страница 3

одним из своих последствий массовый отказ молодежи от насаждавшейся ч дореволюционной России системы ценностей, связанных с отношением между полами: подчиненности и покорности нсешпшш, идентификации брака и деторождения с накоплением частной собственности. Среди мотивов, определяющих сексуальное поведение, на первый план выступили такие унаследованные и развитые социалистическим гуманизмом ценности мировой культуры, как любовь, верность, ответственность, честь и достоинство Личности. Анализ данных оггросов лнц, вступающих в брак, показывает, что решающими факторами при принятии ре-пгения о женитьбе (замужестве) стали любовь и общность интересов будущих супругов '". Одной из главных ценностей социалистического общества стала семья и создаваемая ею специфическая эмоциональная атмосфера. Социальная ценность семьи, В свою очередь, идентифицируется прежде всего с ее воспита-тельной функцией, с ролью семейного коллектива в становлении ^\1 развитии личности.

^    По данным проведенного в  1976—1978 гг.  опроса 959 человек, представляющих промышленные предприятия, колхозы, сов- хозы Владимирской области РСФСР (руководитель исследования \Н.  С.  Мансуров) ",  оценки важности  воспитательного  возденет-" Х\впя на респондентов различных социальных факторов распреде-'лились следующим образом:

Фактор                  Прсдпочятае-                 Фактор                    Предпочитаевоепитаяия                  мые места                воспитания                    мне места

Семья                                            -1           Товарищи, друзья                  4-5

Школа                                         2—3         Самовоспитание                       6

Средства  массовой                    2-3         Литература, искусство             7 информации

Общественые организации                            4-5

трудовые-   коллективы

Предпочтение семье перед другими социальными факторами отдали и опрошенные примерно в а о же время работниками сектора проблем коммунистического воспитания ИСИ АН СССР студенты вузов и учащиеся техникумов (получены ответы от 1669 человек). Эти данные глубоко симптоматичны. Их надежность обеспечивается ретроспективностью высказываемых мые-

17

ний, тем, что респонденты имели возможность сопоставить семейное влияние с влиянием других факторов, формирующих и развивающих личность; при этом опрашиваемые обычно связывают с семьей большинство и своих достоинств, и своих недостатков. Такая оценка — красноречивое подтверждение вывода советских ученых о том, что семья — не просто важный, а необходимый, глубоко специфический компонент социализации детей.

Этот вывод приобретает особенно большую актуальность на современной стадии развития общества, для которой характерно, с одной стороны, повышение требовательности к людям, а следовательно, и к их воспитанию, с другой — существенное усложнение условий воспитательной работы в связи с ростом больших городов, массовыми миграциями населения, увеличением информационных нагрузок и некоторыми другими последствиями научно-технической революции.

Ныне ребенок развивается значительно быстрее, чем еще несколько десятилетий назад, потому что за один день он может узнать и в непосредственном общении и благодаря телевидению и радио столько же, сколько прежде дети узнавали за месяцы л годы. При этом остается меньше времени на внутреннее сосредоточение, меньше возможностей для развития фаптазии, воображения — так велик, неиссякаем поток впечатлений, идущих непосредственно «из жизни». Сказка, мечта, игра не уходят из детства, но они уже далеко не всемогущие владыки духовного мира ребенка.

Прежде авторитет старших зижделся на бесспорном превосходстве в знаниях и опыте, теперь учитель и ученик имеют массу общих источников информации, а передачи о воспитании детей смотрят и слушают и родители, и дети.

Лишь в одном отношении городской ребенок оказывается ме-пее информированным, нежели сельский: в том, что касается жизни природы, животного мира. Принцип «человек — часть природы» для сельских детей предельно нагляден, конкретен, привычен. И именно это ощущение единства с природой во многом способствует и их эстетическому развитию, и формированию нужной меры в их сексуальном поведении. Урбанизация, нарушая непосредственность и регулярность контактов человека с природой, требует от общества дополнительных усилий для того, чтобы восполнить связанные с этим потери.