Семья как фактор социально-культурного развития общества, страница 4

Социализм принес в современный мир подлинный культ детей, о них проявляется максимум заботы, но жизнь в городах делает их поведение вне дома и школы более, чем когда-либо, независимым от непосредственного контроля старших. Сельская улица смотрит на детей пристрастно и заинтересованно, город-

18

екая — более рассудочно, потому что первая знает каждого ребенка и его родителей в лицо, вторая же знает лишь то, что дети есть дети и их должно предостерегать от дурных поступков. Однако известно, что от должного до сущего не всегда «подать рукой».

Начиная с 16—17 лет значительная часть молодежи уезжает из мест, где они родились и выросли, на учебу и работу в развивающиеся промышленные центры, в районы новостроек или освоения новых земель. Это экономически необходимый процесс, но и он чреват опасностями для воспитания, ибо означает отрыв от привычного социального окружения, родительской семьи, родственников, друзей, знакомых, возможность появления у человека иллюзии «вседозволенности». Симптоматично, что районы с большой долей мигрантов, с «неустоявшимися» социальными связями дают обычно несколько больший процент преступности, чем районы с относительно постоянным населением, с преобладанием стабильных трудовых коллективов и «неформальных» структур.

Тенденция систематического повышения уровня жизпп народа также может противостоять процессу воспитания, поскольку подчас становится менее заметной та грань, за которой обладание материальными ценностями превращается в цель и смысл жизни. Кроме того, чувство владения благами, которые человек не заслужил, не заработал, а получил «вместе с родителями», если оно умио, тактично не ограничивается старшими, может притупить у ребенка собственное, личное честолюбие (в хорошем, позитивном смысле этого термина), перерасти в инфантилизм и хроническое иясдивенчество.

Приведенные соображения (а все они основаны на результатах социологических исследований) говорят о том, что каждый шаг нашего общества по пути технического и экономического прогресса должен быть оплачен новыми усилиями в области воспитательной работы, новыми мерами по ее усилению и совершенствованию. «Мы располагаем большими материальными и Духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь. Но важно вместе с тем, чтооы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это в конечном счете зависит от интересов, потребностей личности» . Направленность же потребностей, их содержание с на-ибольшей интенсивностью формируются у человека в детские и юношеские годы, когда решающим фактором развития его лач-

19

ности, основным источником суждении и критериев,  определяющих его отношение к жизни, является семья.

В семье по крайней мере три группы факторов существенно влияют на личность ребенка. Это — социальная среда, деятельность и собственно семейпос воспитание.

Социальная среда включает макро- и мпкросреду. Сущностью первой являются господствующие в обществе производственные отношения, а также те элементы общественной надстройки, которые выступают по отношению к формирующейся личности как объективные, не зависящие от ее воли и сознания (например, система государственных учреждений). Микросреда есть непосредственное окружение человека, повседневно воздействующее на его сознание и поведение. Соотношение макро- и микросре-ды — одно из проявлений диалектики общего и особенного. Иначе говоря, микросреда не всегда и пе во всем (как по сути своей, так и по характеру влияния на индивида) идентична макросреде.

Семья на всех этапах жизни человека — один из важнейших компонентов микросреды, а для ребенка, особенно в первые годы его жизни, социализирующее воздействие семейных контактов является доминирующим. В качестве непосредственного социального окружения семья обладает максимальными ко сравнению с любым другим социальным институтом возможностями для постепенного приобщения детей к социальным ценностям и ролям,. введения их в сложный и. противоречивый мир, обеспечения предельной безболезненности их интеграции в социальную и профессиональную структуру. При этом следует подчеркнуть важность разграничения интеграции как органического, предполагающего личный выбор включения человека и социальное целое и адаптации как внешнего и пассивного приспособления к жизненным обстоятельствам. Поскольку же «собственно личностью, т. е. личностью, полностью реализовавшей свои воаможпо-сти, идентичной самой себе, .является лишь интегрированная личность» 13, постольку семья лишь тогда дает детям.полноценное коммунистическое воспитание, когда ведет их по пути интеграции в господствующие общественные отношения. Последняя же предполагает, с одной стороны, развитие ребенка в целостную личность, характеризующуюся единством знаний, убеждений и действий, слова и дела, с другой — правильную, учитывающую прежде всего не шкалу престижа профессий, а склонности, способности, задатки детей, их профессиональную ориентацию. Нам представляется, что в научно-педагогической и социологической литературе значение правильной профориентации для всего процесса становления личности пока что недооценивается. Между тем от способности человека выбрать профессию зависят и его