Глава первая
На протяжении многих столетий семья является необходимым компонентом социальной структуры любого цивилизованного общества, осуществляя на каждом этапе исторического развития огромной важности функции «производства самого человека, продолжения рода» .
Представляя собой «отношение между мужем и женой, родителями и детьми» , семья функционирует как устойчивая социальная общность, поскольку воспитание детей, подготовка их к различным формам общественной жизнедеятельности требует стабильного, систематического воздействия родителей и других старших родственников на формирующуюся личность.
Иначе говоря, семья активно участвует в воспроизводстве как физического существования индивидов, так и определенного образа жизни 3. В свою очередь, содержание и направленность общественно-исторической активности семьи (а следовательно, сам характер семенных отношений) в конечном счете зависят от социально-экономического строя. Нет, пожалуй, другого социального института, который был бы так чувствителен к изменениям, происходящим в общественной жизни, который с такой наглядностью отражал бы и успехи общественно-исторического прогрес-»са, и его трудности, противоречия, как семья. Мнение о так называемой "консервативности семьи есть лишь превратное, по сути дела ошибочное истолкование того факта, что семья реагирует на перемены, происходящие в обществе, в своеобразной форме. Обусловлено это ее спецификой как интимной, относительно замкнутой группы, источники единства и сплоченности которой не только в общности интересов и стремлений ее членов, в их взаимозанисимости и взаимопомощи, но и в могучих, идущих из самых глубин человеческой природы чувствах супружеской и родительской любви.
Именно эти особенности создают в семье соцналыю-психологи-
9
чесную атмосферу, помогающую ребенку приобщиться к большому, сложному н противоречивому миру, называемому обществом и человечеством.
Социально-экономические факторы воздействуют на брак и семью не непосредственно, а через культурные (прежде всего политические, правовые, нравственные, эстетические) ценности. Поэтому семейные отношения даже в пределах одной формации далеко не однозначно отражают социально-экономический строй общества, обладают относительной самостоятельностью в своем развитии, могут опережать экономический прогресс или же отставать от него.
Социально-культурные ценности и исходящие из них требования обычно выступают по отношению к семье в качестве и внешних, и внутренних факторов. В первом случае семья рассматривается как объективированная норма, т. е. как социальный институт, во втором — как психологическая группа '.
Разумеется, и различение, и тем более противопоставление этих подходов во многом относительны, так как в социальной жизни нет ни «чистых» институтов, ни «чистых» групп, а есть лишь явления, которым в большей степени присущи те или иные характеристики (при наличии обеих). Исходный пункт раз личения института и группы — нетождсственность личного (группового) и общественного (классового) интересов — определяется в конечном счете господствующим типом производственных отношений.
Если для частнособственнических формации характерна объективная невозможность согласованности общественных требований и индивидуального (группового) поведения, то при социализме степень их единства или противоречия определяется преимущественно субъективными факторами, в первую очередь тем, в какой мере социальные ценности освоены, интернализованы индивидуальным сознанием, превратились в практические ориентации людей. Отсюда — огромное теоретическое и практическое значение вопроса о соотношении ценностей социалистической культуры и семьи как одной из важнейших для нашего общества форм человеческой жизнедеятельности.
Двум господствующим в современном мире типам культуры, социалистической и буржуазной, соответствуют и два во многом качественно отличающиеся друг от друга типа семьи. В работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина убедительно доказано, что на высшей ступени своего развития принцип частной собственности вообще противоречит принципу семьи, что проявляется в «бездушии семейной жизни*, ее отчуждении от ценностей общечеловеческой культуры *. Это отчуждение ведет к тому, чту
10
супружество из высокой нравственной цели превращается лишь в одно из средств накопления капитала или же решения других утилитарно-практических задач. Соответственно происходит обесценение главной социальной функции семьи — ухода за детьми и их воспитания. Физическое и духовное воспроизводство новых поколений низводится до уровня второстепенной деятельности, подчиненной в конечном счете интересам развития и укрепления частной собственности. Поскольку же в воспитании детей и хозяйственно-бытовом обеспечении семья использовался преимущественно женский труд, эта подчиненность распространялась и на женщин, выступавших уже на ранних стадиях частнособственнической цивилизации в роли «второго пола», основное назначение которого — служение мужчине.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.