Семья как фактор социально-культурного развития общества, страница 2

Взаимосвязь между уничтожением материнства и угнетением женщины нашла отражение (в превратно отчужденной форме) в современном феминизме — буржуазно-левацкой реакции на капиталистическую дискриминацию женщин: требуя шепского равноправия, феминистские идеологи трактуют его как полное уподобление женщины мужчине во всем, вплоть до отказа от рождения детей. Известная американская феминистка Эллен Пек энергично пропагандирует, например, «движение неродителей», призванное, по ее словам, освободить женщину от «самого кардинального источника ее неравенства» — детей. В более ослабленной форме подобные настроения проявляются в попытках рассматривать профессиональную деятельность не только как некую антитезу материнства, но и как более важный для общества и самой женщины вид ее социальной активности.

Характерное для современного капитализма обесценение труда родителей по уходу за детьми и их воспитанию усугубляется начавшимся уже в рабовладельческом обществе процессом отделения от функций материнства и отцовства гедонистической функции сексуальной жизни. Этот процесс, одним из главных проявлений которого стало распространение внебрачных сексуальных связей, проституции и адюльтера, достиг кульминации в современном капиталистическом обществе, завершившись полным размежеванием морального и физиологического начал сексуального поведения. При этом одной из наиболее характерных черт современной буржуазной культуры является апологетизация данной тенденции, понимание взаимоотношений между полами

11

а чувство, на которой способен только человек ц коюрое очеловечивает, облагораживает, преобразует природное влечение, делая его строго избирательным, исключительным, по выражению Ф. Энгельса, обогащая и неизмеримо усиливая связанные с нам переживания.

Потребность н любви далеко не равнозначна половой потребности, ибо она порождается не самим по себе фактом принадлежности индивида к мужскому или женскому полу, а всей структурой его личности, интересами, симпатиями, вкусами, ценностными ориептациями. Именно устойчивость, стабильность этих компонентов делают устойчивой саму любовь, снимая различие между нею и супружеством. Поэтому в условиях социализма свобода любви фактически идентична свободе брака и не противополагает себя ответственности, а предполагает ее.

Таким образом, изменение отношений между полами в ходе исторического развития человечества обусловлено материально-экономическими факторами, производительными силами, формами собственности, по эта обусловленность — пе прямая, а многократно опосредованная, причем главным опосредствующим звеном является содержание духовной культуры. Это означает, что характер брака и семьи в каждой общественно-экономической формации зависит прежде всего от того, какие возможности предоставляет она для духовного развития большинства населения, в какой мере каждый человек использует и реализует эти возможности н соответственно оказывается способным оценивать не только природные качества, но и личность другого.

Следовательно, человеческое поведение, сколь бы интимным оно ни было, имеет социальную природу, ориентировано па те или иные социальные ценности, будь то ценности культуры или так называемой антикультуры, гуманизма или антигумаиизма, традиций или моды, свободы или собственнического индивидуализма и отчужденности во взаимоотношениях между людьми.

Устранение господства частной собственности, торжество социалистических производственных отношений открывают широчайший простор для духовного прогресса масс, для воссоединения общечеловеческого и классового аспектов в едином лоне социалистической культуры.

Но этот прогресс отнюдь не фатален, для его осуществления необходимо всемерное развитие' объективных основ социалистического образа жизни, систематическое совершенствование воспитательной работы, последовательная борьба с антиподами коммунистической морали.

Результаты проведенных советскими социологами исследований доказывают, что социалистические преобразования имели

16