Компоненты структуры ТС оказывают взаимное влияние. Это взаимодействие будет различным в зависимости от того, находится ли Т в статическом или в динамическом состоянии. В динамическом состоянии внешние воздействия вызывают дополнительные процессы, которые в статическом состоянии отсутствуют, и повышают интенсивность процессов, происходящих в статическом состоянии.
Вход в трибологическую систему. В ТС вход равнозначен воздействию окружающей среды на систему. Под внешним воздействием ТС обычно понимается совокупность полей механических и электрохимических сил, химических реакций и тепловых полей. При этом надо учитывать следующие воздействия: а) кинетическое (скорость скольжения, скорость качения, гидродинамическая скорость); б) динамическое (механические силы, давление, напряженность электрического поля); в) тепловое (температура, тепловой поток, градиент температуры). Принимая во внимание , что в следствие кинетического и динамического воздействия в систему вводится механическая энергия, а в результате теплового – теплота, можно сделать вывод что внешнее воздействие носит энергетический характер. Обозначается «Х»
Выход в трибологической системе. В ТС вход – это воздействие системы на окружающую среду. Обозначается «Y»
Потери в трибологической системе. Потери подразделяются на три категории: а) накопление энергии (образование локальных дефектов и дислокаций, накопление энергии в деформированном объеме материала); б) эмиссия (фонов (акустические волны и шум), фотонов (триболюминисценция), электронов (электроны, эффект Крэмера)); в) превращение накопленной энергии в теплоту и энтропию. Обозначаются «Z».
3. МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРИБОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Трибологические задачи можно решать, пользуясь моделями, в которых выделены компоненты структуры и факторы, имеющие основное значение для рассматриваемой проблемы.
Рассматривая деталь машины как отдельную систему ее можно представить в виде модели рис 3.1.
X Y
Zm Zt Zm
где: О – окружающая среда; ПС – поверхностный слой; ОМ – основной материал; Х – главный вход; Y – главный выход; Zm – потери (на уровне материала); Zt – тепловые потери.
Изнашивание деталей машин происходит, главным образом, в результате действия различных факторов в ПС. При изнашивании в результате трения сопрягаемые детали можно считать элементарными ТС. Взаимодействие деталей в элементарной системе может осуществляться через микросреду. Взаимодействие сопрягаемых деталей происходит через ПС обеих деталей. Упорядоченное множество узлов образуют ТС. Она определена, если известны ее узлы и множество, описывающее взаимодействие между ними. Трибологические системы делятся на последовательные (рис. 3.1), параллельные (рис. 3.2) и комбинированные (рис. 3.4).
Рис. 3.2. Подшипник качения
Zm11 Zt1 Zm21
Zm1i Zti Zm2i
Рис.3.3. Трибологическая модель контакта в шарикоподшипнике при отсутствие смазочного материала
Рис. 3.4. Подшипник качения с участком вала.
Х
ZF ZF
Zm11 Zt1 Zm21
Y
Zm1i Zti Zm2i
4. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
Отчет по лабораторной работе должен содержать:
- исходный чертеж;
- трибологические схемы отдельных элементов (подшипники, посадки, муфты и т.д.);
- укрупненную трибологическую модель системы
- выводы по работе.
5. КОНТРОЛНЫЕ ВОПРОСЫ
Функции трибологических систем.
Вход в трибологическую систему.
Выход из трибологической системы.
Потери в трибологической системе их классификация.
Последовательные парралельные и смешанные системы.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Справочник по триботехнике: В 3 т. т.1 Теоретические основы/ под общ. ред. М. Хебды, А. В. Чичинадзе, М: Машиностроение, 1989. 400 с.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.