Ширина осевых перемычек для подшипников с дренажными канавками обычно принимается как b=l; для подшипников без дренажных канавок b=(1,5…2,0)l.
D=(3,5…4,5)D×10-4.
Жесткость ГСП для обеспечения эффективного использования их демпфирующей способности должна назначаться не меньше жесткости шпинделя:
jп=(1,5…2,0)jш (1.1)
где jп – жесткость шпиндельного узла, определяемая смещением шпинделя в его опорах (ГСП);
jш – жесткость шпинделя, как балки, установленной на недеформируемых ножевых опорах, размещенных в центре ГСП.
Жесткость спроектированной опоры должна быть не ниже jп.
Давление источника питания принимается в пределах 3¸6,3 МПа (при необходимости большее давление подбирается из справочной литературы для серийных насосных установок).
3. ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ СХЕМЫ ГСП
С целью упрощения проектных расчетов далее приведены наиболее распространенные схемы ГСП с оптимизированными формулами расчетов. На рис.3.1 представлены расчетные схемы шпиндельного узла токарного станка с указанием всех действующих нагрузок и методом определения жесткости шпинделя. Все характеристики ГСП рассчитываются при центральном положении подвижного элемента.
Обозначения, принятые в расчетных формулах:
- j жесткость ГСП (производная реакции масляного слоя ГСП по смещению шпинделя, вызвавшему эту реакцию);
- j0 жесткость ГСП при симметричном распределении рабочего зазора (смещение подвижного элемента равно нулю);
- P0,5 реакция масляного слоя ГСП на смещение подвижного элемента, равное 0,5D;
- D радиальный зазор или зазор на одну сторону упорного подшипника при центральном положении подвижного элемента;
- Рд сила демпфирования, возникающая в ГСП при движении шпинделя из центрального положения со скоростью v в направлении кармана;
- Fэф эффективная площадь ГСП (площадь, произведение которой на величину давления в кармане подшипника эквивалентно равнодействующей эпюры давления масла в этом кармане);
- Nw мощность, затрачиваемая на вращение шпинделя в ГСП с угловой скоростью w;
- Q расход смазки, необходимый для нормальной работы ГСП;
- Rk гидравлическое сопротивление капиллярной щели, образованной шпинделем и рабочими перемычками кармана, при центральном положении подвижного элемента;
- Rдр гидравлическое сопротивление дросселя, определенное при центральном положении шпинделя (определяется только для дросселей, сопротивление которых зависит от положения шпинделя);
- Dопт ,mопт зазор в ГСП и динамическая вязкость рабочей жидкости, при которых обеспечивается минимум затрат энергии, расходуемой на прокачивание рабочей жидкости и вращение шпинделя с заданной угловой скоростью;
- m динамическая вязкость масла, используемого в ГСП;
- Рн давление смазки, подводимой к ГСП (обеспечивается насосной установкой);
- h КПД насосной установки;
- n отношение гидравлического сопротивления радиальных перемычек к гидравлическому сопротивлению осевых перемычек, определенное при центральном положении шпинделя;
- m отношение гидравлического сопротивления участка рабочих перемычек ГСП к гидравлическому сопротивлению дросселя, определенное при центральном положении шпинделя.
Рис.3.1. а) Шпиндельный узел токарного станка;
б), в), г), д) расчетные схемы
1 – шпиндель; 2 – кулачковый патрон; 3 – деталь; 4, 5
– зубчатые колеса; 6 – комбинированный ГСП; 7 – радиальный ГСП.
;
;
; ;
Оптимизированные формулы при L=D; l=b=0,1D; j=0,4p; m=1; e=0,5D
; ;
Рис.3.3. Радиальный ГСП с дренажными канавками (внутреннее дросселирование)
;
;
; ; ;
;
Оптимизированные формулы при L=D; l=b=0,05D; Dдр=6dдр=0,2D; j=0,4p; jдр=0,25p; m=1; l=2,6; e=0,5D
; ;
Рис.3.4. Радиальный ГСП с дренажными канавками (наружное дросселирование)
;
;
; ; ;
Оптимизированные формулы при L=D; l=b=0,1D; lш=0,2D; m=1; lк=0,05D; j=0,4p; lдр=0,512l; e=0,5D
; ;
Рис.3.5. Радиальный ГСП без дренажных канавок
;
;
; ;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.