7. Удельная сила тяги на крюке характеризует динамические качества автопоезда. С ее увеличением проходимость автопоезда увеличивается.
8. Коэффициент сцепной массы – это отношение сцепной массы к полной массе автомобиля. Чем больше сцепная масса (больше коэффициент сцепной массы), тем больше сила тяги по условиям сцепления. Для полноприводных автомобилей этот коэффициент равен 1; для двухосных автомобилей с колесной формулой 4х2 этот коэффициент равен 0,6.
9. Свободная сила тяги – это разность между окружной суммарной силой ведущих колес и силой сопротивления движению. Свободная сила тяги затрачивается на разгон автомобиля или буксование прицепа.
10. Коэффициент свободной силы тяги – это отношение свободной силы тяги и массы автомобиля. Он характеризует динамические качества любого из автомобилей, различающихся массой и трансмиссией. Его значения зависят от конструкционных параметров автомобиля и от дорожных условий.
11. Мощностные показатели: а) мощность сопротивления движению; б) мощность сопротивления качению колес;
в) тяговая мощность на крюке;
г) удельная тяговая мощность на крюке.
12. Давление на опорную поверхность – отношение силы тяжести к площади опорной поверхности. Чем меньше давление на мягкий грунт, тем выше проходимость автомобиля и автопоезда.
13. Несущая способность грунта – это давление на грунт до начала его текучести. С увеличением несущей способности грунта проходимость колесных машин повышается.
3. ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ ПРОФИЛЬНОЙ ПРОХОДИМОСТИ ВОЕННЫХ КОЛЕСНЫХ МАШИН
Как мы уже отметили ранее оценочные параметры проходимости определены ГОСТом 22653-77 и Автомобили. Параметры проходимости. Термины и определения и ГОСТом 26442-85 "Автомобили многоцелевого назначения. Параметры проходимости и методы их определения".
Параметрами профильной проходимости (геометрической) являются геометрические величины, определяемые конструкцией и компоновкой автомобиля, которые влияют на проходимость по неровностям дороги и через препятствия.
Профильную проходимость принято оценивать по следующим единичным параметрам:
1. Дорожный просвет.
2. Углы переднего и заднего свеса.
3. Продольный радиус проходимости.
4. Поперечный радиус проходимости.
5. Угол перекоса (угол поперечной гибкости) мостов.
6. Коэффициент совпадения следов передних и задних колес.
7. Наибольший угол преодолеваемого подъема.
8. Наибольший угол преодолеваемого косогора.
Рассмотрим эти параметры подробнее.
1. Дорожный просвет (Н) – это расстояние от одной из наиболее низко расположенных точек автомобиля или прицепа до опорной поверхности. Низшей точкой автомобиля обычно бывает картер ведущего моста, картер маховика двигателя и т.п.
Он определяет возможность движения по мягким грунтам, преодоления сосредоточенных препятствий (кочки, пни, камни) и мелких неровностей дороги.
Увеличение дорожного просвета достигается применением колес больших размеров, мостов с колесами или бортовыми передачами, мотор-колес, регулируемой подвески, позволяющей изменять высоту центра масс.
Дорожный просвет прицепа должен быть не меньше, чем у автомобиля-тягача.
Примеры дорожных просветов автомобилей: масса 1,75 т – 16- мм; 2,5 т – 180 мм; 3,5 т – 200 мм; 5,2 т – 220 мм; 8,3 т – 245 мм; 16,5 т – 270 мм. ( для ВАТ составляет 300-400 мм).
2. Продольный радиус проходимости (Rпрод) – это радиус цилиндра, касательного к окружностям, описанным свободными радиусами соседних колес, наиболее разнесенных по базе, и проходящего через точку контура нижней части автомобиля таким образом, чтобы все остальные точки контура оказываются с внешней стороны цилиндра (рис.1.).
Он характеризует проходимость машины по местности с препятствиями габаритного характера, складками местности, буграми, насыпями.
Сокращение расстояния между колесами и увеличение дорожного просвета вызывает уменьшение значения продольного радиуса и улучшение проходимости.
Рис. 1. Продольный радиус и углы проходимости автомобиля
Чем меньше R1, тем более крутые неровности автомобиль может преодолеть.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.