Законность в сфере реализации исполнительной власти, страница 5

Надо сказать, что административные регламенты всех органов власти, которые приняты по функциям, осуществляемым этими органами, в обязательном порядке содержат раздела с порядком рассмотрения обращений граждан. И обращения граждан могут рассматриваться как письменно, в данном случае дается месячный срок на ответ лицу, так и устно при непосредственном обращении. Но если лицо не устраивает устный ответ на его устное обращение, он может потребовать ответа письменного и этот ответ будет дан в сроки, предусмотренные законом (через месяц).

Отказа в письменном ответе не будет, а будет, но, например, может быть не по существу обращения, а посвященный форме: «Вам на данный вопрос уже тогда-то с таким-то номером уже давался ответ, поэтому повторять смысла не видим». Когда в ответе указано, что ответа не будет, значит налицо явное нарушения федерального закона.

Законность, как состояние достигается не только деятельностью органов государственной власти, это состояние достигается так определенной активностью общества и активной жизненной позицией граждан этого общества. В частности существует множество общественных, правозащитных и иных организаций, которые наряду их классификации по формальным признакам, можно так же классифицировать по неформальным: так те организации, которые финансируются за счет иностранных фондов, как правило, выполняют разведывательные, террористические и иные функции, организации которые финансируются из непонятных источников в основном созданы нашими специальными службами. Организации, которые существуют на самые разные средства, в том числе и средства физических лиц, довольно часто осуществляют функции по защите прав и свобод.

Но то что, у нас, в том числе и в учебниках называется общественным контролем, таковым в принципе не является. Дело в том, что в учебниках пишут, что контроль может быть государственный, а может быть общественный, это на взгляд лектора не совсем так.

Отличия очевидны. Когда мы говорим о контрольной функции, осуществляемой субъектом контрольной деятельности, эта контрольная функция всегда может быть обеспечена мерами государственного принуждения, причем контрольная функция обеспечивается мерами государственного принуждения непосредственно, т.е. в результате контрольных действий лицо может быть привлечено к соответствующему виду юридической ответственности.

 Общественный, с позволения контроль, как у нас написано в учебниках, не влечет за собой непосредственно применения мер принуждения, а является лишь основанием для проверки изложенных фактов в случае обращения общественной организации в органы государственной власти.

Как следствие в данном случае мы можем говорить не об общественном контроле, как таковом, а о выражаемом общественном мнении по поводу ситуации с законностью. Это выражение общественного мнения возможно, но результатом публичного несогласия с состоянием законности по тому или иному вопросу может быть как раз повод для проведения соответствующей проверки государственными органами.

Довольно часто результаты таких проверок приводят действительно к осуществлению контрольных, надзорных функций и привлечения к определенным видам юридической ответственности, но это все не результат общественного контроля, а результат проверки заявлений от коллективного субъекта права.

Ведь результаты контрольных действий – это возможность отмены решений подконтрольного, возможность вмешательства в его деятельность, принятие решений вместо него и применение к нему мер юридического государственного принуждения.

А когда речь идет об общественном контроле никаких подобных возможностей нет. Информация получается иногда самыми экзотическими способами, в основном от лиц, которые в структуре или в организации, подлежащей контролю или проверке в дальнейшем, исполняют либо трудовые функции, либо вступали трудовые отношения, и результатом обращения общественной организации может быть либо добровольное устранение указанных недостатков, либо абсолютное игнорирование позиции этой общественной организации.