Надо
сказать, что административные регламенты всех органов власти, которые
приняты по функциям, осуществляемым этими органами, в обязательном порядке
содержат раздела с порядком рассмотрения обращений граждан. И обращения граждан
могут рассматриваться как письменно, в данном случае дается месячный срок на
ответ лицу, так и устно при непосредственном обращении. Но если лицо не устраивает
устный ответ на его устное обращение, он может потребовать ответа письменного и
этот ответ будет дан в сроки, предусмотренные законом (через месяц).
Отказа
в письменном ответе не будет, а будет, но, например, может быть не по существу
обращения, а посвященный форме: «Вам на данный вопрос уже тогда-то с таким-то
номером уже давался ответ, поэтому повторять смысла не видим». Когда в ответе
указано, что ответа не будет, значит налицо явное нарушения федерального
закона.
Законность,
как состояние достигается не только деятельностью органов государственной
власти, это состояние достигается так определенной активностью общества и
активной жизненной позицией граждан этого общества.
В частности существует множество общественных, правозащитных и иных
организаций, которые наряду их классификации по формальным признакам, можно так
же классифицировать по неформальным: так те организации, которые финансируются
за счет иностранных фондов, как правило, выполняют разведывательные,
террористические и иные функции, организации которые финансируются из
непонятных источников в основном созданы нашими специальными службами.
Организации, которые существуют на самые разные средства, в том числе и
средства физических лиц, довольно часто осуществляют функции по защите прав и
свобод.
Но
то что, у нас, в том числе и в учебниках называется общественным контролем,
таковым в принципе не является. Дело в том, что в учебниках пишут, что
контроль может быть государственный, а может быть общественный, это на взгляд
лектора не совсем так.
Отличия
очевидны. Когда мы говорим о контрольной функции, осуществляемой субъектом
контрольной деятельности, эта контрольная функция всегда может быть обеспечена
мерами государственного принуждения, причем контрольная функция
обеспечивается мерами государственного принуждения непосредственно, т.е. в
результате контрольных действий лицо может быть привлечено к соответствующему
виду юридической ответственности.
Общественный,
с позволения контроль, как у нас написано в учебниках, не влечет за
собой непосредственно применения мер принуждения, а является лишь основанием
для проверки изложенных фактов в случае обращения общественной организации в
органы государственной власти.
Как
следствие в данном случае мы можем говорить не об общественном контроле, как
таковом, а о выражаемом общественном мнении по поводу ситуации с законностью.
Это выражение общественного мнения возможно, но результатом публичного
несогласия с состоянием законности по тому или иному вопросу может быть как раз
повод для проведения соответствующей проверки государственными органами.
Довольно
часто результаты таких проверок приводят действительно к осуществлению
контрольных, надзорных функций и привлечения к определенным видам юридической
ответственности, но это все не результат общественного контроля, а результат
проверки заявлений от коллективного субъекта права.
Ведь
результаты контрольных действий – это возможность
отмены решений подконтрольного, возможность вмешательства в его деятельность,
принятие решений вместо него и применение к нему мер юридического
государственного принуждения.
А
когда речь идет об общественном контроле никаких подобных возможностей нет.
Информация получается иногда самыми экзотическими способами, в основном от лиц,
которые в структуре или в организации, подлежащей контролю или проверке в
дальнейшем, исполняют либо трудовые функции, либо вступали трудовые отношения,
и результатом обращения общественной организации может быть либо добровольное
устранение указанных недостатков, либо абсолютное игнорирование позиции этой общественной
организации.