МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»
Кафедра «Экономика транспорта»
Дисциплина
«Экономико – математические методы и модели»
Контрольная работа № 2
Выполнила
студентка 3 курса
заочного факультета
учебный шифр 10-ЗБ-429
Легкая И.Н.
Гомель 2013 г.
Задание № 1 «Выравнивание рядов распределения»
Требуется подтвердить гипотезу нормальности распределения эмпирического ряда величин себестоимости пропуска транзитных вагонов по участкам железных дорог и найти теоретическое нормальное распределение этих величин, для чего необходимо оценить величину расхождения между теоретическими и эмпирическими частотами.
Данные об интервальном изменении величин себестоимости пропуска вагонов по участкам железных дорог, а также рассчитанные параметры приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Исходные данные и схема решения задачи
Границы интервала х |
ni |
|
*ni |
- |
(-)2 |
(-)2*ni |
t |
φ(t) |
fi |
fi-ni |
(fi-ni)² |
(fi-ni)²/fi |
|
112 |
152 |
6 |
132 |
792 |
-192 |
36864 |
221184 |
-1,72 |
0,0909 |
6,87 |
0,87 |
0,76 |
0,11 |
152 |
192 |
6 |
172 |
1032 |
-152 |
23104 |
138624 |
-1,37 |
0,1561 |
11,79 |
5,79 |
33,52 |
2,84 |
192 |
232 |
11 |
212 |
2332 |
-112 |
12544 |
137984 |
-1,01 |
0,2396 |
18,09 |
7,09 |
50,2 |
2,77 |
232 |
272 |
20 |
252 |
5040 |
-72 |
5184 |
103680 |
-0,65 |
0,3271 |
24,71 |
4,71 |
22,18 |
0,89 |
272 |
312 |
40 |
292 |
11680 |
-32 |
1024 |
40960 |
-0,29 |
0,3825 |
28,89 |
-11,11 |
123,43 |
4,27 |
312 |
352 |
56 |
332 |
18592 |
8 |
64 |
3584 |
0,07 |
0,3980 |
30,06 |
-25,94 |
672,88 |
22,38 |
352 |
392 |
20 |
372 |
7440 |
48 |
2304 |
46080 |
0,43 |
0,3637 |
27,47 |
7,47 |
55,80 |
2,03 |
392 |
432 |
20 |
412 |
8240 |
88 |
7744 |
154880 |
0,79 |
0,2920 |
22,06 |
2,06 |
4,24 |
0,19 |
432 |
472 |
14 |
452 |
6328 |
128 |
86384 |
1209376 |
1,15 |
0,2059 |
15,55 |
1,55 |
2,40 |
0,15 |
472 |
512 |
13 |
492 |
6396 |
168 |
28224 |
366912 |
1,51 |
0,1276 |
9,64 |
-3,36 |
11,29 |
1,17 |
512 |
552 |
4 |
532 |
2128 |
208 |
43264 |
173056 |
1,87 |
0,0694 |
5,24 |
1,24 |
1,54 |
0,29 |
- |
- |
210 |
- |
70000 |
- |
- |
2596320 |
- |
- |
200,37 |
- |
- |
37,09 |
Решение:
1. По данным граф 1 и 2 строим гистограмму распределения величин рентабельности отделений железных дорог по их частоте. Если считать, что частоты распределены внутри каждого интервала равномерно, то получается, что частота любого интервала приближенно равна площади прямоугольника. (Рисунок 1.1)
112 152 192 232 272 312 352 392 432 472
Рисунок 1.1 – Гистограмма эмпирического ряда
2. Таблица 1.1.
а) средние значения рентабельности в интервале:
=
где хнач. – начальная величина в интервале;
хкон. – конечная величина в интервале;
б) средние значения всего ряда рентабельности:
= ; =
в) среднеквадратичное отклонение:
;
3. Нормальное отклонение рассчитывается по формуле:
t =
4. Частоты теоретического нормального распределения определяются следующим образом:
Величина: fi=
5. Сумма теоретических частот сравнивается с суммой частот эмпирического распределения . Расхождение между Ʃfі = 200,37 и Ʃnі = 210 значительное 9,63%, гипотеза отвергается.
6. Расчет величины «хи – квадрат»:
Х2р == 37,09;
7. Найдем число степеней свободы r:
r = R – 3;
R – число интервалов в фактическом распределении;
r = 11 – 3 = 8;
Х2t – согласно соответствующем уровне значимости = 15,5;
Если Х2р Х2t, то гипотеза о форме выравнивающей кривой распределения, не отвергается и расхождения между теоретическими и эмпирическими частотами относятся за счет влияния случайных обстоятельств.
Если Х2р > Х2t, то гипотеза о форме теоретического распределения считается неправильной.
В нашем случае 37,09 > 15,5, следовательно, гипотеза о форме теоретического распределения считается неправильной.
Рассчитаем критерий согласия:
Rr= = > 3 .
Таким образом, гипотеза неправильности выравнивания эмпирического ряда теоретической нормальной кривой подтверждается этим критерием.
Установить параметрыдвухфакторной модели определения эксплуатационных расходов то передвижению груженых вагонов по двухпутным электрифицированным участкам сети в зависимости от влияния двух факторов — профиля пути на этих участках и расходной ставки на 1 кВт.ч; оценить адекватность полученной модели и рассчитать величину коэффициента множественной регрессии.
Данные для моделирования влияния двух факторов на величину эксплуатационных расходов по пропуску груженных вагонов приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Исходные данные и схема определения многофакторной модели
у |
х1 |
х2 |
х21 |
х1х2 |
х22 |
ух1 |
ух2 |
у- |
yx |
(y-)2 |
y- |
(y-)2 |
y-yx |
(y-yx)/y |
1,16 |
0,7 |
0,74 |
0,49 |
0,518 |
0,547 |
0,812 |
0,858 |
0,01 |
1,025 |
0,0001 |
0,011228 |
0,000126073 |
0,13492 |
0,11631 |
1,08 |
1,2 |
0,74 |
1,44 |
0,888 |
0,547 |
1,296 |
0,799 |
-0,06 |
1,041 |
0,0036 |
-0,06877 |
0,004729556 |
0,03892 |
0,036037 |
1,12 |
1 |
0,78 |
1 |
0,78 |
0,608 |
1,12 |
0,873 |
-0,02 |
1,057 |
0,0004 |
-0,02877 |
0,000827814 |
0,06204 |
0,055393 |
0,98 |
0,6 |
0,79 |
0,36 |
0,474 |
0,624 |
0,588 |
0,774 |
-0,17 |
1,051 |
0,0289 |
-0,16877 |
0,028483909 |
-0,07098 |
0,072429 |
1,06 |
1 |
1,03 |
1 |
1,03 |
1,061 |
1,06 |
1,092 |
-0,09 |
1,203 |
0,0081 |
-0,08877 |
0,007880426 |
-0,14346 |
0,13534 |
1,75 |
0,6 |
1,08 |
0,36 |
0,648 |
1,166 |
1,05 |
1,89 |
0,60 |
1,219 |
0,3600 |
0,601228 |
0,361475391 |
0,53024 |
0,302994 |
1,06 |
0,1 |
1 |
0,01 |
0,1 |
1,06 |
0,106 |
1,06 |
-0,09 |
1,157 |
0,0081 |
-0,08877 |
0,007880426 |
-0,0972 |
0,091698 |
1,15 |
0,7 |
1,07 |
0,49 |
0,749 |
1,145 |
0,805 |
1,231 |
0 |
1,217 |
0 |
0 |
0 |
-0,06714 |
0,058383 |
1,27 |
1,1 |
1,14 |
1,21 |
1,254 |
1,299 |
1,397 |
1,448 |
0,12 |
1,271 |
0,0144 |
0,121228 |
0,014696285 |
-0,00068 |
0,000535 |
1,1 |
0,4 |
1,01 |
0,16 |
0,404 |
1,020 |
0,44 |
1,111 |
-0,05 |
1,173 |
0,0025 |
-0,04877 |
0,002378685 |
-0,07262 |
0,066018 |
1,1 |
1,9 |
1 |
3,61 |
1,9 |
1,1 |
2,09 |
1,1 |
-0,05 |
1,215 |
0,0025 |
-0,04877 |
0,002378685 |
-0,1148 |
0,104364 |
1,1 |
-0,7 |
1,03 |
0,49 |
-0,721 |
1,061 |
-0,77 |
1,133 |
-0,05 |
1,149 |
0,0025 |
-0,04877 |
0,002378685 |
-0,04906 |
0,0446 |
1,44 |
1,6 |
1,16 |
2,56 |
1,856 |
1,346 |
2,304 |
1,670 |
0,29 |
1,298 |
0,0841 |
0,291228 |
0,084813885 |
0,14168 |
0,098389 |
1 |
-0,4 |
0,74 |
0,16 |
-0,296 |
0,547 |
-0,4 |
0,74 |
-0,15 |
0,989 |
0,0225 |
-0,14877 |
0,022133038 |
0,01012 |
0,01012 |
1 |
0,7 |
0,77 |
0,49 |
0,539 |
0,593 |
0,7 |
0,77 |
-0,15 |
1,043 |
0,0225 |
-0,14877 |
0,022133038 |
-0,04254 |
0,04254 |
1,06 |
0,8 |
1 |
0,64 |
0,8 |
1,06 |
0,848 |
1,06 |
-0,09 |
1,179 |
0,0081 |
-0,08877 |
0,007880426 |
-0,1196 |
0,11283 |
1,09 |
1,2 |
1,08 |
1,44 |
1,296 |
1,166 |
1,308 |
1,177 |
-0,06 |
1,239 |
0,0036 |
-0,05877 |
0,00345412 |
-0,14896 |
0,136661 |
19,52 |
12,5 |
16,16 |
15,91 |
12,219 |
15,95 |
14,754 |
18,7871 |
0,03 |
19,53 |
0,5737 |
- |
0,573651951 |
-0,00912 |
1,48464 |
Решение:
Линейная модель имеет вид:
где с – параметр, не зависящий от исследуемых факторов;
с1 – параметры, определяющие количественное влияние каждого фактора на величину функции;
xi – факторы – аргументы.
Для случая, когда на функцию у, характеризующую изучаемое явление, влияет изменение одновременно двух факторов х1 и х2, система уравнений имеет вид:
17с0 + 12,5с1 + 16,16с2 = 19,52;
12,5с0 + 15,91с1 + 12,2с2 = 14,75;
16,16с0 + 12,2с1 + 15,73с2 = 18,78.
с0 = 0,572;
с1 = 0,032;
с2 = 0,582.
Определив с0 , с1, с2 найдем искомую модель:
у = 0,572 + 0,032х1 + 0,582х2.
Для оценки адекватности модели можно использовать и показатели средней ошибки аппроксимации (в %).
Рассчитываем средние фактического и теоретического ряда величин эксплуатационных расходов:
Оцениваем точность модели – степень приближения теоретической поверхности регрессии к фактическим значениям:
= 9%.
На оценку адекватности влияют выбор формы модели, число наблюдений
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.