В совокупности эти две цепи управления образуют концептуальную модель, изображающую полный цикл управления предприятием. Функция «принятие решений» входит в оба аспекта управления, в зависимости от того, какие решения имеются в виду: стратегические или оперативные.
Смысл выделения двух аспектов управления заключается в том, что функции административного (стратегического) управления, выполняемого руководителями предприятия, как бы настраивает производственный процесс на нужный режим, который в дальнейшем поддерживается за счет оперативного управления. Для образного сравнения можно привести аналогию с автомобилем «босса», когда указания куда ехать, обеспечение бензином и приказ начать движение задает «босс», а шофер в дальнейшем контролирует дорожную ситуацию и управляет автомобилем так, чтобы безопасно и в заданное время достичь запланированного пункта.
АВТОМОБИЛЬ «БОССА»
Менеджер (босс) - приобретение автомобиля (ресурсы) - наем шофера (мотивация) - деньги на бензин (ресурсы) - ремонт и обслуживание - гараж - куда ехать (цель, маршрут) - контрольный параметр (время, безопасность и т.п.) |
Управленец (шофер) - контроль дороги - контроль показаний приборов - выполнение необходимых корректирующих и предупреждающих действий (управление рычагами и рулем) |
При рассмотрении двухконтурной модели менеджмента следует иметь в виду, что вертикальная цепь не изолирована от горизонтальной. Они взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют.
При оперативном управлении по горизонтальной цепи функция контроля отслеживает выполнение планов, заданных вертикальной цепью. И если не удается добиться реализации заданных планов, могут разрабатываться не только меры воздействия на производство, но и меры по корректировке ранее принятых планов и других функций вертикальной цепи. Может также корректироваться организация работ, обучение и мотивация персонала.
Модель процесса менеджмента предприятия
Непрерывность процесса выполнения перечисленных выше функций наглядно иллюстрируется так называемым циклом известного американского специалиста, автора «японского чуда» в экономике, на основании работ которого создант стандарт ISO 9000 Э. Деминга - PDCA (P – plan, D – do, C – check, A - act):
Эффективность
Управление
Результативность
Процесс менеджмента, как было описано выше в рамках процессного подхода, представляет собой бесконечное повторение описанных выше циклов PDCA, что можно проиллюстрировать следующим образом (переход циклов в спираль улучшений):
P – Планировать; D – выполнять запланированное; C – контролировать результаты; A – корректировать и постоянно улучшать запланированную деятельность.
МОДЕЛЬ «МЕНЕДЖМЕНТ ПРЕДПРИЯТИЯ» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Теперь рассмотрим описанный выше процесс с точки зрения теории автоматического управления:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.