Понятие, сущность, закономерности, принципы и основные категории менеджмента. функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль) их связь и динамизм, страница 8

Согласно русскому тексту стандарта ГОСТ Р ИСО 9000-2001 [Понятия, относящиеся к менеджменту]:

Менеджмент – скоординированная деятельность с целью руководить (направлять) и управлять организацией.

Таким образом, понятие «менеджмент» распадается на две основные составляющие:

1) Стратегическое руководство – деятельность по установлению общих направлений (миссия, видение) и целей (а также их индикаторов - стандартов), и выделению для этого необходимых ресурсов.

2) Оперативное управление - деятельность по достижению установленных целей на основе индикаторов параметров целей и эффективности в рамках заданных ресурсных ограничений.


Особое место здесь занимает контроль (в английском языке – inspection, checking), который поставляет необходимые данные о степени достигнутых результатов и их анализ для принятия решений в рамках функции управления.

Согласно стандарта ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Основные положения и словарь»:

Контроль (inspection) – процедура оценивания соответствия (между требованиями и реальными характеристиками объекта) путем наблюдения и суждений, сопровождаемых соответствующими измерениями, испытаниями и т.п.

Объектами могут быть: продукция (изделия и услуги), процессы производства, предприятие в целом, а также их сочетание.

Еще Анри Файоль в своей книге «Общее и промышленное управление» предостерегал от опасности включения в контроль распорядительной и исполнительной функций. Это предостережение и по сей день является актуальным при рассмотрении современного процесса управления, так как издаваемая в настоящее время переводная литература по менеджменту (а затем это заимствуют и многие отечественные учебники) включает в понятие «контроль» корректирующие действия, что в корне неправильно.

Сходную с ISO 9000 классификацию функций менеджмента приводит и целый ряд авторов известных работ в этой области.

Так, в учебнике Б. З. Зельдовича «Менеджмент», процесс менеджмента представлен в виде трех стадий:

- стратегическое управление;

- оперативное управление;

- контроль.

Стратегическое управление включает выработку целей менеджмента; прогнозирование, как предвидение результатов развития; перспективное планирование как система мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленных целей.

Оперативное управление подразумевает деятельность по реализации вышеуказанных мер.

Контроль предполагает анализ достигнутых результатов и систематическое информирование работающих о состоянии дел на предприятии.


В учебном пособии известного специалиста в области терминологии, автора многочисленных статей на эту тему во всесоюзных и всероссийских технических журналах В. Ю. Огвоздина, занимавшего в течение 25 лет должность начальника службы менеджмента качества НПО «Электросила», аспекты менеджмента (качества) в масштабе предприятия подразделяется на общее руководство/административное управление (качеством) – quality management  и оперативное управление (качеством) – quality control. Частью оперативного управления является контроль, который отслеживает выполнение планов, заданных на уровне административного управления.

Административное управление (качеством) включает следующие функции: планирование, организацию работ, обучение и мотивация персонала, принятие стратегических решений, взаимодействие с внешней средой.

Оперативное управление (качеством) включает следующие функции: контроль, сбор и передачу информации, разработку основных корректирующих мероприятий, принятие оперативных решений и их реализация.

В результате получаются два взаимосвязанных контура управления, которые принято называть соответственно вертикальной и горизонтальной цепью управления. Вертикальная цепь включает функции административного управления, а горизонтальная цепь – оперативного управления (см. нижеследующие рисунки).