В классических системах управления машинными агрегатами обратная связь замкнута на так называемый контроллер, который сравнивает результат с входным заданным сигналом, и такие системы работают автоматически без произвольного внешнего вмешательства (обычно в логическую часть управления).
В теории управления организациями цепь обратной связи «неавтоматическая», то есть она замкнута на менеджера-руководителя, который сам регулярно воздействует на эту систему, внося изменения как в ее цели, так и в функционирование.
Представленная модель «менеджмент предприятия» работает следующим образом. Исходя из начальных или граничных условий – рыночного потенциала, стоимостной ситуации, счетов прибылей и убытков предшествующего года и т.п. – менеджер (предприниматель) планирует цели, например задание (план) по прибыли (Рпл). Измерительное устройство (планово-экономический отдел, например) измеряет на выходе процесса денежную стоимость реализованных изделий или услуг, так называемую выручку, и определяет разницу между выручкой и затратами.
Эта разница соответствует фактическому результату (Рфакт). Контроллер устанавливает путем сравнения Рфакт с Рпл рассогласование ∆Р и передает эту информацию предпринимателю или менеджеру. Следовательно, контроллер выполняет функцию органа сравнения, включая определенную обработку полученных данных (отчетность).
В зависимости от размера предприятия ответственность контроллера может меняться от его полного отсутствия (на малых и многих средних предприятиях предприниматель или топ-менеджер сам является контроллером) до наличия специального наемного лица или отдела.
При сравнении планового показателя с фактическим значением осуществить контроль того, достигнута ли, несмотря на возможные помехи, установленная цель, иными словами, правильно ли руководство управляло процессом предпринимательства. Отличие ∆Р побуждает руководство фирмы к актуализации задания, то есть приспособлению ее к обстановке, а также к корректирующим руководящим указаниям, которые снова движут регулируемую величину Рфакт в направлении задания Рпл. Если, например, результат первого полугодия из-за внешних помех был ниже ожидаемого значения, руководство потребует на вторую половину года сверхпланового результата, чтобы в конце года вернуться в запланированные рамки.
Прибыль в качестве ожидаемого результата используется, если мы говорим о монетарных целях. Она действительно является первенствующей измеряемой величиной для оценки и оптимизации частных предприятий. Однако существуют и другие, немонетарные цели, которые называются потенциалами успеха. Они касаются: руководства людьми, побуждая их выполнять свою работу как можно лучше; повышения своей квалификации и квалификации всех сотрудников; проведения НИОКР, чтобы выпускать продукцию, востребованную потребителями; совершенствования производственно-технической базы для производства высококачественных изделий по максимально низкой себестоимости; совершенствования информационно-управляющей системы предприятия; взаимодействия предприятия с окружающей средой.
В частности, на учете всех монетарных и немонетарных целей основании система TQM (Total Quality Management) – всеобщий менеджмент качества. В последнее время часто начал использоваться термин контроллинг (controlling), который в расширенном смысле включает в себя функции контроля и управления (см. подробнее в разделе 12), и все же в большей степени относится к финансово-экономической деятельности предприятия. В то же время в TQM сущность контроллинга состоит и в контроллинге немонетарных процессов.
В целом, можно обобщить все вышеприведенные описания более простым образом, показывающим иерархическое соподчинение функций менеджмента, исходя из его классического (научного) определения:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.