Вертикальным разделение труда называется потому, что приводит к формированию уровней управления по вертикали (своеобразное вертикальное развертывание горизонтально разделенной работы).
Выделение уровней управления позволяет определить последовательность подчинения одних звеньев управления другим. Вертикальным ступеням соответствует градация компетентности. В этом случае работа опирается на отношения командования, подчиненности и ответственности по ступеням иерархии организации управления предприятием.
СУТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для того чтобы организация могла действовать успешно, работа по управлению должна быть четко отделена от неуправленческой работы, т.е. организация должна назначать руководителей и определять круг их обязанностей и ответственности.
Содержание работы менеджера - выполнение роли руководителя. Эта роль является “набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности”.
Здесь есть определенная аналогия с актерами в пьесе, роли которых заставляют их вести себя определенным образом. Менеджеры, занимают определенные должности в качестве руководителей организационных подразделений и именно это определяет их служебное поведение.
«Отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание. Так актеры, менеджеры и другие играют заранее предопределенные роли, хотя как личности могут давать собственную интерпретацию этих ролей» - писал Анри Файоль.
Роли руководителей можно разделить по следующим признакам:
1 Межличностные роли:
- главный руководитель, в обязанности которого входит выполнение рутинного выполнения обязанностей правового или социального характера – «церемониймейстер»;
- лидер, осуществляющий фактически все управленческие действия с участием подчиненных (мотивация, набор сотрудников, их подготовка и т.д.).
2 Информационные роли:
- приемщик информации из внутренних и внешних источников;
- распространитель информации, полученной из внешних источников внутри организации;
- связующее звено, обеспечивающее работу информационной сети по связи организации с внешней средой (переписка, совещания и др.).
3 Роли, связанные с принятием решений:
- предприниматель, изыскивающий возможности внутри самой организации и за ее пределами, включая инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности;
- корректировщик, выполняющий такие действия, когда организация оказывается перед фактом серьезных и неожиданных нарушений в деятельности;
- ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации;
- представитель организации при ведении всевозможных переговоров(внутренних и внешних).
ОБЩИЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
И ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА
Приведенные выше аспекты управленческой работы являются полезным объяснением того, чем занимается руководитель, однако далеко не исчерпывающим. В принципе не существует такого описания работы менеджера, которое устраивало бы всех в отношении содержания, ролей и функций управленческого труда.
Однако широкое распространение получила точка зрения, что существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять всякий руководитель. Даже в настоящее время нет единого мнения по вопросу о том, что это за управленческие функции, однако чаще всего эти разногласия объясняются различной трактовкой тех или иных слов или терминов.
Например, Анри Файоль ввел 5 функций, выполняемых менеджером, к которым он отнес: планирование, организацию, координирование, распоряжение (командование) и контроль.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.