Практические задания по теме «Культура Древней Руси. Развитие культуры в Московском государстве. Российская культура в Новое время»
Упражнение 1.
Растолкуйте понятия и, если возможно, проиллюстрируйте их значение:
- ведическая культура
- фольклор
- этногенез
- Троица
- Материнский культ
- Теогония
- Антропогония
- Космогонический миф
- Монотеизм
- Антропотеокосмизм
- Коляда
- Май
- Чара
- Волхвы
- Идолы
- Христианство
- Титлы
- Устав
- Летопись
- Агиография
- Житие
- Поучение
- Дидактическое красноречие
- Торжественное красноречие
- Печеры
- Апологет
- Аскетизм
- Исихия
- Зернь
- Скань
- Перегородчатая эмаль
Поясните, какое значение имеют эти понятия в культуре древних славян и в культуре Киевской Руси?
Упражнение 2.
Расскажите о верованиях древних славян. Расставьте в иерархическом порядке богов и святых: Сварог; Перун; Велес (Волос, позже Свентовит); Чернобог; Белобог; Марена; Ярило; Купала; Кострома; Даждьбог; Стрибог; Семаргл; Мокоша; Хорс; Первые русские святые – Борис и Глеб. Какие из них Вам больше всего «симпатичны»?
Упражнение 3.
Расскажите, что Вам известно об узелковой письменности, Велесовой книге, кириллице, церковнославянском (старославянском) языке. Какое значение имеет письменность славян в истории мировой культуры?
Упражнение 4.
Прочтите «Повесть временных лет». О каких событиях идет речь? Опираясь на работы Д.С.Лихачева расскажите об истории этого памятника литературы.
Упражнение 5.
Прочтите «Поучение Владимира Мономаха». Кому оно адресовано? В чем смысл повествования? Какое впечатление произвело на Вас это поучение?
Упражнение 6.
Расскажите (и, по возможности, проиллюстрируйте) о памятниках архитектуры древней Руси: Киево-Печерский монастырь; Ильинский подземный монастырь; Собор Киевской Софии; Золотые ворота; Софийский собор в Новгороде. Какие еще архитектурные памятники Древней Руси Вы знаете?
Упражнение 7.
Растолкуйте понятия и, если возможно, проиллюстрируйте их значение:
- Кремль (детинец)
- Фреска
- Иконопись
-Уния
- «Третий Рим»
- « Бунташный век»
- Книгопечатание
- Терракота
- Декор
- Обмирщение культуры
- Секуляризация
- Демократическая сатира
- Московское барокко
- Парсуна
- Школьный театр
- Профессиональные школы
- Славяно-греко-латинская академия
- Гражданский шрифт
- «Московские ведомости»
- «Ведомости»
- Скоморохи
- Фольклор
Поясните, какое значение имеют эти понятия в истории русской культуры XIV-XVII вв.?
Упражнение 8.
Прочтите «Житие Александра Невского». Что Вы можете рассказать о жизни и деятельности этого святого? Совершите экскурсию в Александро-невскую лавру к мощам святого. Почему рака до сих пор находится в Эрмитаже?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.