5.5 Выбор смазочных устройств
При скорости до применяется картерное
смазывание. Выбираем масло И-Г-А-68. Кол-во масла (из расчета 0,8 л на
1 кВт передаваемой мощности): 11 л. Уровень масла
, мм, в
редукторе определяется из условия
, где m – модуль зацепления;
.
Принимаем
. Для
контроля уровня масла выбираем жезловый маслоуказатель.
Для подшипников выбираем смазывание пластичным материалом УТ-1.
5.6 Конструирование подшипниковых узлов
Схема установки подшипников – враспор. Каждый подшипник ограничивает
осевое перемещение вала в одном направлении. Внутренние кольца закрепляются упором
в торцы мазеудерживающих колец, установленных на 2-й и 4-й ступенях валов.
Наружные кольца подшипников закрепляются упором в торцы крышек.
Привод работает в режиме мало меняющейся нагрузки, поэтому поле допуска вала для внутреннего кольца подшипника при циркуляционном нагружении – k6; поле допуска отверстия для наружного кольца подшипников при местном нагружении – H7.
Выбираем смазывание подшипников пластичным материалом; для предотвращения вымывания его жидким смазочным материалом (в зацеплении) предусмотрено уплотнение мазеудерживающими кольцами.
Конструктивные размеры элементов подшипников
Диаметр окружности, проходящей через центры
тел качения , мм:
Толщина кольца , мм:
Диаметр тел качения , мм:
где D, d – параметры подшипников.
Подшипник 314
;
;
;
Размеры: .
Подшипник 324
;
;
;
Размеры: .
5.7 Конструирование валов
Ведущий вал
Первая ступень: (определяется по осевым размерам ступицы шкива
плоскоременной передачи); предусматриваем возможность установки и демонтажа
подшипника без снятия шпонки. Выполняем галтель радиусом
; соответственно на ступице шкива выполняем фаску
.
Вторая ступень: (зависит
от осевых размеров деталей, входящих в комплект подшипникового узла,
расположенного со стороны выходного конца вала, ступень должна обеспечивать
упор в ее торец элемента открытой передачи). Выполняем канавку размерами:
.
Третья ступень: .
Четвертая
ступень: .
Выполняем канавку размерами:
.
Ведомый вал
Первая ступень: (определяется
по осевым размерам полумуфты); предусматриваем возможность установки и
демонтажа подшипника без снятия шпонки. Выполняем галтель радиусом
; соответственно на
ступице шкива выполняем фаску
.
Вторая ступень: .
Выполняем канавку размерами:
.
Третья ступень: . Колесо
фиксируем двумя распорными втулками, при этом предусматриваем зазор между
буртиком вала и торцом втулки. Шпоночный паз располагаем со стороны паза на
первой ступени, ширину пазов принимаем одинаковой (для удобства обработки),
ориентируясь на меньший диаметр.
Четвертая ступень: .
Выполняем канавку размерами:
.
Пятая ступень: Ступень
предназначена для осевой фиксации зубчатого колеса.
6 Проверочные расчеты
6.1 Проверочный расчет шпонок
Расчет
проводится по напряжениям смятия узких граней шпонок , МПа:
где – передаваемый вращающий момент,
;
– диаметр вала в месте
установки шпонки;
–
рабочая длина шпонки,
для
шпонки с плоскими торцами,
для шпонки с закругленными торцами;
– высота шпонки;
–
глубина паза вала;
– ширина шпонки;
–
допускаемое напряжение смятия.
Ведущий вал: шпонка 18х11х75 ГОСТ 23360-78.
Шпонка выдержит заданную нагрузку.
Ведомый вал: шпонка 28х16х140 ГОСТ 23360-78 (рассчитываем только одну шпонку под полумуфтой, т.к. меньше диаметр вала и размеры сечения шпонки).
Шпонка выдержит заданную нагрузку.
6.2 Проверочный расчет валов
Примем, что нормальные напряжения от изгиба изменяются по симметричному циклу, а касательные от кручения – по отнулевому (пульсирующему).
Уточненный
(проверочный) расчет состоит в определении коэффициентов запаса прочности s для опасных сечений и сравнении
их с допускаемыми значениями .
Прочность соблюдается при
.
Расчет будем производить для предположительно опасных сечений каждого их
валов.
Коэффициент запаса прочности:
Здесь –
коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.