Творческий путь Николая Васильевича Гоголя, страница 6

Эти две повести показали новое свойство гоголевского мастерства:

-  умение заметить вполне обыкновенного человека, ничтожного,

-  умение показать эту ничтожность крупным планом.

«Ивана» дали начало гоголевской сатиры и особое свойство этой сатиры – переход комического в трагическое, веселого в грустное. Это свойство гоголевского юмора отметит Белинский в статье «О русских повестях и повестях Гоголя» (35г.).

Литература:

1.  Анненкова Е.И. Лекции.

2.  Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. – М.- Л., 1959.

3.  Золотусский И. Гоголь. – М., 1984.

«Петербургские повести» Гоголя

1835 г. в сборнике «Арабески» вышли: 1-я редакция «Портрета», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего». 1836 г. в журнале «Современник» - «Нос», в 1842 г. там же 2-я редакция «Портрета», «Шинель».

Гоголь никогда не объединять эти повести в особый цикл наподобие «Вечеров» или «Миргорода». Тем не менее понятие «цикл» издавна применяется читателями и критиками, прочно закреплено всей историей русской культуры.

Гоголь изображает общество, одержимое чиноманией и карьеризмом. Здесь каждый стремится подняться как можно выше по лестнице служебных и сословных званий к тем привилегиям, которые они сулят. Такая одержимость создает целый мир искусственных отношений, проблем. Мир, где чин и его атрибуты важнее человека, где фикции подменяют реальные свойства людей, где продвижение по служебной лестнице (или невозможность продвинуться) деформирует человеческую психику, порождает нелепые поступки.

Обозначив достоверно характерные приметы обыденного существования своих героев, автор повестей внезапно взрывает «нормальный» порядок их жизни, а заодно и законы фактического правдоподобия. В мир бытовых интересов, отношений, дел вторгается фантастика. Размыты оказываются границы между фантастическим и реально существующим.

Цель автора – все обманчивые видимости современной жизни должны быть разрушены, деформированы в сознании читателя, лишь при этом условии ему откроется подлинная истина.

Весь художественный строй сочинений Гоголя о Петербурге выражает ощущение кризиса, угрожающего превращением космоса в хаос. Вся воссозданная в повестях атмосфера представляет смятение жизненных стихий, теряющих  «нормальную» оформленность. Гоголевский Петербург как бы несет в себе предвестие мировой катастрофы.

«Невский проспект», 1835. Центр повести не герой, а город, который что-то определяет в человеческой жизни, в человеческом сознании.

Невский проспект – выставка столицы. Здесь каждый стремится показать себя в лучшем виде. Гоголевский прием овеществления человека. В определенный момент автор описывает тех, кого читатель может встретить на Невском проспекте: мужчин «в длинных сюртуках с заложенными в карманы руками», дам «в розовых, белых и бледно-голубых атласных рединготах и шляпках». А потом без всякого перехода, не меняя ни тона, ни стиля повествования, продолжает: «Вы здесь встретите бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук, бакенбарды бархатные, атласные, черные, как соболь или уголь… Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакой кистью не изобразимые; усы, которым посвящена лучшая половина жизни… Здесь вы встретите такие талии, какие вам не снились никогда: тоненькие, узенькие талии, никак не толще бутылочной шейки… А какие встретите вы дамские рукава на Невском проспекте!»

Повествование как бы уравнивает усы, бакенбарды, талии с людьми (недалеко и до носа). Цель – показать превращение человека в вещь.

От того, что люди стремятся выглядеть красиво, выглядеть не тем, что есть на самом деле, то Невский проспект врет. Возникает мотив обмана. Сначала это ложь тех, кто показывает себя, потом более серьезно – город, обманывающий людей.

В основе повести – история 2-х обманутых людей: художника Пискарева и офицера Пирогова. Один – возвышенный мечтатель, другой – практичный пошляк. Оба увлекаются женщинами, каждый заблуждается на счет своей возлюбленной.  Идеалист влюбился в красивую проститутку и не может принять этого, кончает жизнь самоубийством. Пошляк Пирогов не верит в честность замужней женщины и оказывается высеченным. Каждый из них оскорблен в своих лучших чувствах, но художник гибнет, а высеченный поручик внезапно и необъяснимо полностью успокаивается.