Большинство образов первого тома «Мертвых душ», образы помещиков статичны. Происходит постепенное раскрытие характера, но не его эволюция. Персонаж с самого начала дан сложившимся. Но Плюшкин дан Гоголем во времени и изменении. У всех помещиков до Плюшкина. С Плюшкиным впервые в поэму входит биография и история характера. Вторым персонажем, имеющим биографию, является Чичиков. В Плюшкине заметны еще последние отзвуки последних душевных движений. Выходит, что он не мертвее, а живее предшествующих персонажей. Поэтому он венчает галерею образов помещиков. В шестой главе, помещенной в середине, Гоголь дает «перелом» и в тоне, и в характере повествования. Впервые тема омертвения человека переводится во временную перспективу, представляется как итог, результат всей его жизни.
Первый том дает стихийную русскую жизнь, которая ничьей посторонней воли не подчинена, в том числе и П.И. Чичикова. Чичиков обладает дипломатическими способностями подчинять себе жизнь. Намечен план действий, рисковать не собирается. Но лишь начинает действовать – план ломается. Стихия приводит к Коробочке. Что приводит: стихия русского бытия, русские дороги, судьба? Сразу принимает новые правила игры, которые жизнь приносит неожиданно, изменит и стиль. Но происходит сбой. С Ноздревым уже был знаком, его-то знал, поэтому и не поедет к нему. Но не может сопротивляться: эх, была, не была. То есть у прагматика Чичикова таится стихия русского характера. Ю. Манн: у поэмы есть четкое построение, но и боковые ходы прямо в прямой дороге главного героя. Сама русская жизнь приостановит идею Чичикова, на какое-то время купить – продать «мертвых душ». Размытость сюжета, но это живая жизнь, которая поправляет излишний прагматизм ума и т.д.
Всем помещикам противопоставлен Чичиков, как человек нового времени и как страшная угроза России. Чичиков, в отличие от всех помещиков, энергичен и деятелен, но его энергия и деятельность хищническая. Чичиков по происхождению – дворянин, по должности – чиновник, по сути – буржуа. Ужас перед Чичиковым – это ужас перед буржуазным началом России. И противопоставляется этому идеал, пока широкий, выраженный неопределенно, в форме лирических отступлений.
Темы: - рассуждения автора о героя, которых он рисует (говорит об общечеловеческих типах), - размышление о судьбах писателя,
- мысли о русском языке, о русском народе, о российских богатствах.
У Гоголя намеренный разрыв между реальным пластом (Чичиков и помещики) и идеальным (лирические отступления), где говорит о возможностях России.
Первым томом был доволен, публика была в восторге. Вышел роман в 1842г., начиная эпоху критического реализма.
Литература:
1. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1988.
2. Лекции Е.И. Анненковой.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.