Творческий путь Николая Васильевича Гоголя, страница 13

Необходимо учесть еще такую гоголевскую характеристику: в финальной сцене «Ревизора» положение лиц почти трагическое.

Добавления к «Ревизору» были вызваны именно желанием Гоголя обновить природу его смеха, созидающего через трагическое потрясение («Театральный разъезд»).

Эти особенности развития драматического действия присутствуют и в «Женитьбе», и в «Игроках». Мотив выгодной женитьбы заводит действие, но постепенно утрачивает социальный мотив. Чем дальше разворачивается сюжетное действие, тем в большей степени видно, что им не исчерпываются их желания. «Еще, а еще» – в героях обнаруживается не лишенное комизма трогательное начало: ищут того, чего нет в них самих (например, французский язык).

Литература:

1.  Манн Ю.В.

2.  Лекции Е.В. Анненковой.

3.  Лекции И.Л. Альми.

«Мертвые души». 1842

«Ревизор» прямо вводит Гоголя в социальную жизнь России. После комедии для Гоголя был естественен его грандиозный замысел «Мертвых душ». С «Ревизора» Гоголь поражен болезнью современной России. Это застой, остановка в развитии, связанная с бездуховностью, с безнравственностью. Гоголь потрясен этой опасностью, перед которой оказалась Россия. И Гоголь задумывает вещи, которая должна была бы быть не только художественным произведением, и духовным подвигом писателя.  «Мертвыми душами» Гоголь хочет служить России. Он хочет показать: 1) глубину болезни, которой охвачена Россия; 2) показать идеал и пути к этому идеалу.

Писателю было достаточно показать, что есть, но Гоголю надо показать идеал и пути к нему. Появляется необходимость четко определить свой идеал. Гоголь уезжает за границу и пристально присматривается к Западной Европе. Из этого выносит отвращение к  России – там застой, но и Западная Европа движется к гибели. Европа как идеал отпадает. Постепенно в течение конца 30х – начала 40х гг. у Гоголя вырабатывается свой особый идеал. Это идеал нравственный. Мир надо менять не общественной борьбой, а нравственным воздействием на человека. Опорой для нравственности Гоголь считает христианскую религию.

На почве этих духовных исканий складывается его замысел «Мертвых душ». Структура будущей книги должна быть аналогична «Божественной комедии» Данте: 3 части: 1)  «ад» – изображение всего дурного, что есть в современной России (гротескно),

2)  «чистилище» – начало перерождения героев, появление новых людей,

3)  «рай» – появление идеалов.

Гоголь сразу поставил перед собой неразрешимую задачу, он хотел научить саму жизнь. Показать путь самой жизни. Отсюда невероятная трудность. Гоголь должен был строить первую книгу так, чтобы у его сатирических персонажей оставалась возможность возрождения.

Гоголь не считает помещичье сословие России приговоренным к смерти. Гоголь считает мертвым чиновничество. Дворянство и крестьянство – 2 коренные, живые русские сословья, у которых есть будущее. Гоголевские помещики – отрицательные персонажи, но в основе каждого характера лежит какое-то хорошее русское национальное качество, которое при других условиях могло бы создать другую личность.

Например, Манилов – доброта, Коробочка – хозяйственность, Ноздрев – размах, Собакевич – крепость, Плюшкин – бережливость.

Но реализуется страшным образом. Помещики уничтожают и окружающее, и самих себя двумя способами: все расточая или, наоборот, все собирая в кулак. Но в этом собирательстве начисто исчезает душа. И расточительство, и собирательство дают один результат: Плюшкин, который собирательство превращает в расточительство.

Характеры помещиков неоднозначны. Писательски он их выстраивает однотипно. Иллюзия, что каждый из них вписан органично, обусловлен своим контекстом. Многое в характере высвечивает параллелизм вещей. Но это именно иллюзия. Необходимо разглядеть через вещи вневещественное существо человека. Внутренние, духовные основы, вещь в полной мере не может исчерпать человека – в нем остается глубина непостижимая. Комически или другим образом, но выламываются из мира вещей. Есть своя незавершенность и у предметного мира, окружающего человека.