Предмет и метод экономической теории. Рынок. Производство и издержки. Государство в национальной экономике. Фескальная и монетарная политика, страница 6

*Средние переменные издержки(AVC) выше цены, то фирма уйдёт.

Монополия(существует 3 вида):

  1. Закрытая монополия- ситуация, когда вход в отрасль блокирован патентом, лицензией, другим гос.разрешением. Пример: «ГорВодоканал»
  2. Естественная монополия- ситуация когда одна фирма, производит объём продукции обеспечивающий рыночный спрос, при чем с издержками меньшими, чем если бы фирм было 2 или более.(естественные монополии работают на положительном эффекте масштаба)
  3. Открытая монополия- ситуация, когда фирма производит абсолютно новый товар.(Открытая монополия долго не существует, она превращается в закрытую или в другие типы рыночных структур)

*Определение цены и объёма продаж в фирме с монополией:

«Фирма монополия, всегда боится испортить рынок.» (Графики 2) Фирму монопольную отличает то, что у нее цена выше чем предельный доход(P>MR)

Фирма предпочитает работать на эластичном участке кривой спроса.(График)Получается что MR=MC<Pmon MR=P=MC

Фирма монополия в краткосрочном периоде- может получать экономическую прибыль, быть самоокупаемой и нести убытки.(график)

Чтобы фирма была окупаемой средние издержки должны быть равны цене монополии(MC=Pmon) Фирма не эффективна, т.к.не работает на минимуме средних издержек.

В долгосрочном периоде, фирма может быть самоокупаемая и она может получать экономическую прибыль.

Плюсы и минусы монополии:

«+»:

  • Работает со средними издержками, более низкими чем фирм было бы 2 или более.
  • Монополии-обычно финансово мощная фирма(может внедрять новую технику, новые технологии)
  • Монополии трудно уйти.(выходит на рынок на долго, а это благо в первую очередь для потребителя)
  • Обычно фирмы монополии-крупные, и они конкурентно способные на мировом рынке.

«-»:

  • Фирма монополия продает по ценам более высоким, чем продавал бы совершенный конкурент. Количество продукции меньше чем были бы у совершенного конкурента.
  • Фирмы монополия перетягивают к себе излишек потребителя(выгоду). Иногда всю выгоду.
  • Сущесвуют чистые потери общества от монополии.

(ГРАФИК ПОД «+» И «-»)

Ценовая дискриминация:

Ценовая дискриминация- фирмы монополии продают один и тот же товар по разным ценам.


Условия ценовой дискриминации:
1. Должна быть одна или может быть несколько монополий.

  1. Товар должен быть таким, чтобы его нельзя было перепродать.
  2. Затраты на ценовую дискриминацию должны быть ниже, чем расходы на нее.

Типы ценовой дискриминации:

  1. Совершенная ценовая дискриминация- суть ее в том, что каждая единица товара продается по цене спроса. Минус ее в том, что нет единой цены, тоесть каждому по максимуму. А плюс в том, что ттовар становится доступным потребителю, если бы цена была одна-не купил бы его, а также производство товаров и услуг больше, чем при отсутствии ценовой дискриминации.
  2. Количественная ценовая дискриминация- крупные партии продаются дешевле. В большинстве стран количественная ценовая дискриминация запрещена.
  3. Сигментация рынка- заключается в том, что потребителей делят по доходам.(ГРАФИК)

Олигополия.

  1. В краткосрочном периоде как монополия и в долгосрочном точно также.
  2. Варианты олигополистического повидения:
  • Сговор- в его результате о квотах на производство и реализацию товара, появляются картели. Внутри стран картели запрещены, а на мировой арене разрешены. Например: «ОПЕК»
  • Лидерство в ценах. Предпологает, что одна фирма ведет ценовую политику для отрасли и политику объёмов для всей отрасли. Лидер чаще всего это та фирма которая живет 40-60 лет на рынке. Также лидером может быть молодая креативная фирма(захватывает этот рынок, ведет себя по новому). Лидером иногда становится фирма которая освоила новые технологии. Лидером может быть та фирма у которой ничего нет, но ее любит потребитель.

Минусы положения фирмы лидера: