*Средние
переменные издержки(AVC) выше цены, то фирма уйдёт.
Монополия(существует
3 вида):
- Закрытая
монополия- ситуация, когда вход в отрасль блокирован патентом, лицензией,
другим гос.разрешением. Пример: «ГорВодоканал»
- Естественная
монополия- ситуация когда одна фирма, производит объём продукции
обеспечивающий рыночный спрос, при чем с издержками меньшими, чем если бы
фирм было 2 или более.(естественные монополии работают на положительном
эффекте масштаба)
- Открытая
монополия- ситуация, когда фирма производит абсолютно новый
товар.(Открытая монополия долго не существует, она превращается в закрытую
или в другие типы рыночных структур)
*Определение
цены и объёма продаж в фирме с монополией:
«Фирма
монополия, всегда боится испортить рынок.» (Графики 2) Фирму монопольную
отличает то, что у нее цена выше чем предельный доход(P>MR)
Фирма
предпочитает работать на эластичном участке кривой спроса.(График)Получается
что MR=MC<Pmon MR=P=MC
Фирма
монополия в краткосрочном периоде- может получать экономическую прибыль, быть
самоокупаемой и нести убытки.(график)
Чтобы
фирма была окупаемой средние издержки должны быть равны цене монополии(MC=Pmon)
Фирма не эффективна, т.к.не работает на минимуме средних издержек.
В долгосрочном
периоде, фирма может быть самоокупаемая и она может получать экономическую
прибыль.
Плюсы
и минусы монополии:
«+»:
- Работает
со средними издержками, более низкими чем фирм было бы 2 или более.
- Монополии-обычно
финансово мощная фирма(может внедрять новую технику, новые технологии)
- Монополии
трудно уйти.(выходит на рынок на долго, а это благо в первую очередь для
потребителя)
- Обычно
фирмы монополии-крупные, и они конкурентно способные на мировом рынке.
«-»:
- Фирма
монополия продает по ценам более высоким, чем продавал бы совершенный
конкурент. Количество продукции меньше чем были бы у совершенного
конкурента.
- Фирмы
монополия перетягивают к себе излишек потребителя(выгоду). Иногда всю
выгоду.
- Сущесвуют
чистые потери общества от монополии.
(ГРАФИК
ПОД «+» И «-»)
Ценовая
дискриминация:
Ценовая
дискриминация- фирмы монополии продают один и тот же товар по разным ценам.
Условия ценовой дискриминации:
1. Должна быть одна или может быть несколько монополий.
- Товар
должен быть таким, чтобы его нельзя было перепродать.
- Затраты на
ценовую дискриминацию должны быть ниже, чем расходы на нее.
Типы
ценовой дискриминации:
- Совершенная
ценовая дискриминация- суть ее в том, что каждая единица товара продается
по цене спроса. Минус ее в том, что нет единой цены, тоесть каждому по
максимуму. А плюс в том, что ттовар становится доступным потребителю, если
бы цена была одна-не купил бы его, а также производство товаров и услуг
больше, чем при отсутствии ценовой дискриминации.
- Количественная
ценовая дискриминация- крупные партии продаются дешевле. В большинстве
стран количественная ценовая дискриминация запрещена.
- Сигментация
рынка- заключается в том, что потребителей делят по доходам.(ГРАФИК)
Олигополия.
- В
краткосрочном периоде как монополия и в долгосрочном точно также.
- Варианты
олигополистического повидения:
- Сговор-
в его результате о квотах на производство и реализацию товара, появляются
картели. Внутри стран картели запрещены, а на мировой арене разрешены.
Например: «ОПЕК»
- Лидерство
в ценах. Предпологает, что одна фирма ведет ценовую политику для отрасли и
политику объёмов для всей отрасли. Лидер чаще всего это та фирма которая
живет 40-60 лет на рынке. Также лидером может быть молодая креативная
фирма(захватывает этот рынок, ведет себя по новому). Лидером иногда
становится фирма которая освоила новые технологии. Лидером может быть та
фирма у которой ничего нет, но ее любит потребитель.
Минусы
положения фирмы лидера: