Создание новых видов продукции предусматривает разработку и проектирование новых видов продукции, что позволит расширить номенклатуру и ассортимент. Этим занимаются отдел НИОКР, технологический и финансовый отделы.
Улучшение качества достигается за счет нахождения высококачественного сырья и материалов. Для того определяются зоны стратегических ресурсов, формы и метод поставок, создаются страховых запасов. Ответственность возлагается на производственный отдел, отдел МТО, планово-экономический отдел.
Направлением по снижению себестоимости является модернизация, предусматривающая приобретение новой технологии, совершенствование имеющейся. Это приведет к увеличению производительности труда, увеличению объемов производства. Этим занимаются производственный, планово-экономический, технологический отделы.
Подбор квалифицированных специалистов включает пересмотр имеющегося персонала, определение необходимых рабочих. Мероприятия – переквалификация и повышение квалификации рабочих. Занимается этим отдел кадров, отдел труда и заработной платы.
Расширение рынков сбыта достигается путем производства продукции широкого применения, повышения престижа предприятия. Это предусматривает анализ потенциальных и имеющихся конкурентов, нахождение новых рынков сбыта, определение потребности и спроса. Решением поставленной задачи занимается маркетинговый, производственный, финансовый отделы.
Пример «дерева целей» предприятия приведен в приложении А.
Раздел 2. Анализ внутренней и внешней среды предприятия
2.1. Основные факторы влияния на предприятие
Анализ внешней среды предприятия служит инструментом, с помощью которого разработчики стратегии контролируют внешние факторы с тем, чтобы предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся возможности. Анализ факторов косвенного влияния осуществляется по различным показателям, характеризующим их динамику и тенденции изменения. К основным факторам среды косвенного влияния относятся:
экономические (темпы инфляции, налоговая политика, ставки банковских процентов, международный платежный баланс, уровень занятости населения, платежеспособность предприятия и т.д.);
политические (стабильность власти, государственная политика приватизации, национализации, государственный контроль и регулирование деятельности предприятий, уровень протекционизма, приоритеты государственной поддержки, уровень коррупции и др.);
технологические – факторы, связанные с развитием техники и технологии («технологические прорывы», удельный вес наукоемких производств и продукции, изменение жизненного цикла технологий, требования к научно-техническому уровню конкурентоспособной продукции);
демографические (количество потенциальных потребителей, структура населения, качество рабочей силы);
географические – факторы, связанные с размещением местности, климатом, размещением полезных ископаемых и природных ресурсов, экологией;
социальные (отношение основной массы населения к предпринимательству, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, развитие движения в защиту прав потребителей, изменение общественных ценностей и др.).
При изучении среды прямого влияния используются различные подходы. Более содержательными исследованиями характеристик основных элементов среды прямого влияния целесообразным считается отождествление внешней среды предприятия с отраслью или отраслями, в которых оно функционирует.
Основой анализа ситуации в отрасли и конкуренции в ней является тщательное изучение конкурентной борьбы, идущей в отрасли, определение ее источников и оценка степени воздействия конкурентных сил.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.