Перекрестная ценовая эластичность как элемент информационной базы маркетинга

Страницы работы

Фрагмент текста работы

рубля при существующих уровнях потребления и цен, т.е. l = l (хi, рj), или как предельная полез­ность единичного дохода по совокупности семей i-го типа.

По расчетам для разных стран [7], оценки Эj (li) оказались в диапазоне {—2, —4}. Однако в [6] приводятся несколько иные значения по размаху вариации коэффициента Эj (li) для диф­ференцированного потребителя. Так, зарубежные исследования для низкодоходных групп семей дают оценку примерно на уровне (-10), а для среднедоходных групп — (-0,5).

Аналогично с точки зрения структуры расчетов определяется показатель ценовой эластичности денег:

                             (12.3.3)

Полученные значения используются для расчета всей матрицы коэффициентов ценовой эластичности. Такие расчеты производились западными эконометриками по всем типам по­требителей, и средние оценки были близки к (-2). В СССР подобные расчеты были проведены Б.Н. Михалевским и Ю.П. Соловьевым [8]: оценки при одном подходе дали величи­ны, в среднем близкие к (—3); при другом подходе коэффи­циент  оказался равным 4,3.

12.3.3. Экономический смысл величин  и состо­ит в том, что они показывают относительную изменчивость об­щей полезности потребления (общего предпочтения) по отно­шению к изменению соответственно дохода и цен.

262

Именно в таком смысле коэффициент можно интер­претировать как предельную полезность денег: чем их больше, тем меньше становится приносимая ими дополнительная (в ком­плексном понимании термина) полезность, разумеется, после дос­тижения некоторого порогового значения. Уточнению порога ино­гда помогают налоговые службы, применяющие более или менее (чаще — менее) совершенное налоговое законодательство.

Это также означает, что величина данного коэффициента долж­на уменьшаться по мере роста дохода выбранной для маркетинго­вого анализа потребительской группы в пределах одной выбороч­ной совокупности по признаку дохода семьи. При этом значение коэффициента оказывается примерно одинаковым для раз­личных платных благ материальной природы.

12.3.4. Формула для практических расчетов в указан­ных случаях может быть построена лишь при наличии предва­рительно оцененных коэффициентов прямой ценовой эластич­ности, что осуществляется одновременно при формировании мар­кетинговой базы данных. Формула имеет следующий вид:

                    (12.3.4)

Коэффициенты перекрестной эластичности от цен, вычис­ленные по еще союзным статистическим данным с примене­нием формулы (12.3.4), показывают, например, что при по­вышении продажных цен на масло растительное на 1 % спрос на масло животное возрастал на 0,002% и на маргарин падал на 0,004% [6.228].

Вместе с тем расчеты , как и расчеты по выражениям (12.2.1—12.2.2), отличаются достаточной сложностью. Величина самого коэффициента зависит от множества обстоятельств и чув­ствительно реагирует даже на незначительные ошибки, связан­ные с выбором вида функции аналитического выравнивания, исчислением коэффициентов прямой эластичности и т.д.

Поэтому расчеты  выполненные в свое время на основе целевой функции потребления по материалам бывшего СССР и России, не дали сколько-нибудь статистически надежных резуль­татов для целей аналитического обобщения, а также кратко- и среднесрочного прогнозирования объемов потребления.

263

Так, по проведенным выборочным расчетам устанавливалось не падение

Похожие материалы

Информация о работе