рубля при существующих уровнях потребления и цен, т.е. l = l (хi, рj), или как предельная полезность единичного дохода по совокупности семей i-го типа.
По расчетам для разных стран [7], оценки Эj (l/хi) оказались в диапазоне {—2, —4}. Однако в [6] приводятся несколько иные значения по размаху вариации коэффициента Эj (l/хi) для дифференцированного потребителя. Так, зарубежные исследования для низкодоходных групп семей дают оценку примерно на уровне (-10), а для среднедоходных групп — (-0,5).
Аналогично с точки зрения структуры расчетов определяется показатель ценовой эластичности денег:
(12.3.3)
Полученные значения используются для расчета всей матрицы коэффициентов ценовой эластичности. Такие расчеты производились западными эконометриками по всем типам потребителей, и средние оценки были близки к (-2). В СССР подобные расчеты были проведены Б.Н. Михалевским и Ю.П. Соловьевым [8]: оценки при одном подходе дали величины, в среднем близкие к (—3); при другом подходе коэффициент оказался равным 4,3.
12.3.3. Экономический смысл величин и состоит в том, что они показывают относительную изменчивость общей полезности потребления (общего предпочтения) по отношению к изменению соответственно дохода и цен.
262
Именно в таком смысле коэффициент можно интерпретировать как предельную полезность денег: чем их больше, тем меньше становится приносимая ими дополнительная (в комплексном понимании термина) полезность, разумеется, после достижения некоторого порогового значения. Уточнению порога иногда помогают налоговые службы, применяющие более или менее (чаще — менее) совершенное налоговое законодательство.
Это также означает, что величина данного коэффициента должна уменьшаться по мере роста дохода выбранной для маркетингового анализа потребительской группы в пределах одной выборочной совокупности по признаку дохода семьи. При этом значение коэффициента оказывается примерно одинаковым для различных платных благ материальной природы.
12.3.4. Формула для практических расчетов в указанных случаях может быть построена лишь при наличии предварительно оцененных коэффициентов прямой ценовой эластичности, что осуществляется одновременно при формировании маркетинговой базы данных. Формула имеет следующий вид:
(12.3.4)
Коэффициенты перекрестной эластичности от цен, вычисленные по еще союзным статистическим данным с применением формулы (12.3.4), показывают, например, что при повышении продажных цен на масло растительное на 1 % спрос на масло животное возрастал на 0,002% и на маргарин падал на 0,004% [6.228].
Вместе с тем расчеты , как и расчеты по выражениям (12.2.1—12.2.2), отличаются достаточной сложностью. Величина самого коэффициента зависит от множества обстоятельств и чувствительно реагирует даже на незначительные ошибки, связанные с выбором вида функции аналитического выравнивания, исчислением коэффициентов прямой эластичности и т.д.
Поэтому расчеты выполненные в свое время на основе целевой функции потребления по материалам бывшего СССР и России, не дали сколько-нибудь статистически надежных результатов для целей аналитического обобщения, а также кратко- и среднесрочного прогнозирования объемов потребления.
263
Так, по проведенным выборочным расчетам устанавливалось не падение
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.