Перевод 17 текстов с русского на белорусский язык (Причины изучения истории. Отличие мудрости от ума), страница 5

     Воспитательное    значение   имеют   преимущественно    гуманитарные

дисциплины и искусства. Понимание  искусства  и  развитие в себе хотя  бы

начатков  творческих  способностей  в  художественной  области не  только

способствуют    нравственной    стабилизации    личности,    её     общей

интеллигентности, но  и  развитию  интуиции,  столь необходимой  во  всех

областях человеческой деятельности. С помощью  искусств главным образом и

развивается  интуиция, за которой не угнаться не  какому  компьютеру. Вот

почему виднейшие математики  и  физики  были  музыкантами, интересовались

поэзией, любили чтение классических произведений.

//---------------------------------------------------------------------//

     Васпiтальны сэнс маюць пераважна гуманiтарные дысцыплiны  i  мастац-

тва. Разуменне мастацтва i развiццё  ў  сабе  хаця  бы  пачаткаў  творчых

здольнасцей  у  мастацкай  вобласцi  не  толькi  садзейнiчае    маральнай

стабiлiзацыi асобы, яе агульнай iнтылiгентнасцi, але i развiцця iнтуiцыi,

так неабходнай ва ўсiх галiнах чалавечай дзейнасцi. Пры дапамозе  мастац-

тваў галоуным вобразам i развiваецца iнтуiцыя, за якой не ўгнацца нi яко-

му  кампьютэру.  Вось  чаму  наiвыдатнейшые  матэматыкi  i  фiзiкi   былi

музыкамi, цiкавiлiся паэзiяй, любiлi чытанне класiчных твораў.


//---------------------------------------------------------------------//

     Человек обедняет свою жизнь,  если  он высокомерно  смотрит сверху в

низ на всё живое  (и  неживое),  не наделённое его, человеческим разумом.

Ведь жизнь людей,  какой бы сложной  и высокоорганизованной она  не была,

как бы далеко не простиралась наша власть над окружающим миром, это всего

лишь частица жизни природы. Ведь то,  что что мы о ней знаем сегодня, так

мало по сравнению с тем таинственным, сложным, удивительным и прекрасным,

что нам предстоит о ней узнать.

     По прежнему интересны повадки зверей  и  птиц. Нам интересно, почему

дремучий зверь, как  медведь, легко поддаётся дрессировке.  И не угрожает

ли серому  волку  занесение в  тревожную красную  книгу...  И  как быстро

растут  кристаллы  горного  хрусталя.  И почему  считается целебным  лист

обычного подорожника.

                                             (И.Акимушкин)

//---------------------------------------------------------------------//

     Чалавек абядняе сваё жыццё, калi ён пагардлiва глядзiць зверху  ўнiз

на ўсё жывое (i нежывое), не надзелёнае яго, чалавечым розумом. Дык жыццё

людзей, якiм складаным i высакоарганiзаваным яно не было, як бы далёка не

распасцiралася наша улада па над навакольным светам,  гэта  усяго  толькi

часцiца жыцця прыроды. Дык тое, што мы ведаем аб ёй  сёння,  так  мала  ў

параўнаннi з тым таямнiчым, складаным, дзiуным i прыгожым, што нам  трэба

будзе аб ёй паведаць.

     Па ранейшаму цiкавыя павадкi  звераў  i  птушак.  Нам  цiкава,  чаму

дрымучы звер, як мядзведзь, лёгка паддаецца дрэсiроўцы. I не пагражае  цi

шэраму воўку занясенне ў Чырвоную кнiгу... I як  хутка  растуць  крышталi

горнага хрусталя. I чаму лiчыцца гаючым лiст звычайнага падарожнiка.

                                             (I.Акiмушкiн)

//---------------------------------------------------------------------//

     Для чего нужна человеку членораздельная речь?

     Во-первых, для того,  чтобы  люди  могли  обмениваться  мыслями  при

всякого рода  совместной  деятельности,  то  есть он  нужен  как средство

общения.

     Во-вторых,  язык  нужен  для  того,  чтобы  закреплять  и  сохранять

коллективный опыт  человечества, достижения общественной  практики. Когда

Архимед открыл свой знаменитый закон, то первое что он при этом сделал, -

сформулировал  этот закон в словах,выразил свою мысль так, что она  стала

доступной  для  понимания  и его  современникам,  и  нам  -  его  далёким

потомкам.

     Наконец,  в-третьих, язык нужен для  того,чтобы  человек  мог с  его

помощью выразить  свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек

передаёт  самые  сокровенные  мысли,  чувства,  переживания.  И  Всё  это

благодаря языку.

     Без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что есть  в