Министерство образования Российской Федерации
Лабораторная работа №4.
РЕШЕНИЕ НЕЛИНЕЙНОГО АЛГЕБРАИЧЕСКОГО УРАВНЕНИЯ
Вариант №6.
Выполнили:
Мазитов Т.Х.
Ковалёв И.В.
Факультет: АВТ
Курс: II
Проверил:
Чикильдин Г.П.
Новосибирск, 2003 г.
1.Цель работы
Исследование итерационного метода спуска решения нелинейного алгебраического уравнения. Анализ влияния вида корней и параметра останова на точность (количество итераций) определения корней.
2.Постановка задачи
Решить нелинейное алгебраическое уравнение с действительными коэффициентами вида
a1 + a2x + a3x2 + ... + x6 = 0,
корни xi = ai +j×bi , iÎ[1;6] которого:
1) простые, вещественные
a1 = –6, |
a2 = 6, |
a3 = –(6+1), |
a4 = (6+1), |
a5 = –(6+2), |
a6 = (6+2), |
b1 = 0, |
b2 = 0, |
b3 = 0, |
b4 = 0, |
b5 = 0, |
b6 = 0; |
2) простые, комплексно–сопряженные
a1 = –6, |
a2 = –6, |
a3 = –(6+1), |
a4 = –(6+1), |
a5 = (6+2), |
a6 = (6+2), |
b1 = –6, |
b2 = 6, |
b3 = –(6+1), |
b4 = (6+1), |
b5 = –(6+2), |
b6 = (6+2); |
3) простые, мнимые
a1 = 0, |
a2 = 0, |
a3 = 0, |
a4 = 0, |
a5 = 0, |
a6 = 0, |
b1 = –6, |
b2 = 6, |
b3 = –(6+1), |
b4 = (6+1), |
b5= –(6+2), |
b6 = (6+2); |
4) простые, смешанные
a1 = –6, |
a2 = –6, |
a3 = –(6+1), |
a4 = –(6+1), |
a5 = 0, |
a6 = 0, |
b1 = –6, |
b2 = 6, |
b3 = 0, |
b4 = 0, |
b5 = –(6+2), |
b6 = (6+2); |
5) кратные, вещественные
a1 = –6, |
a2 = –6, |
a3 = –6, |
a4 = –6, |
a5 = –6, |
a6 = –6, |
b1 = 0, |
b2 = 0, |
b3 = 0, |
b4 = 0, |
b5 = 0, |
b6 = 0; |
6) кратные, комплексно–сопряженные
a1 = –6, |
a2 = –6, |
a3 = –6, |
a4 = –6, |
a5 = –6, |
a6 = –6, |
b1 = –6, |
b2 = 6, |
b3 = –6, |
b4 = 6, |
b5 = –6, |
b6 = 6; |
7) кратные, мнимые
a1 = 0, |
a2 = 0, |
a3 = 0, |
a4 = 0, |
a5 = 0, |
a6 = 0, |
b1 = –6, |
b2 = 6, |
b3 = –6, |
b4 = 6, |
b5 = –6, |
b6 = 6; |
8) кратные, смешанные
a1 = –6, |
a2 = –6, |
a3 = –6, |
a4 = –6, |
a5 = (6+1), |
a6 = (6+1), |
b1 = –6, |
b2 = 6, |
b3 = –6, |
b4 = 6, |
b5 = 0, |
b6 = 0. |
3.Порядок выполнения работы
1. Решить уравнение с корнями вида 1¸8 и e = const = 10–3. Результаты зафиксировать в файлы, образцы которых показаны в виде табл. 4.1, 4.2.
2. Решить уравнение с корнями вида 2, где параметр останова итерационной процедуры метода спуска изменять от e0 = 10–9до ek = 10–1 в виде ei+1 = ei×10, i Î[0, k–1]. Результаты зафиксировать в файл, образец которого приведен в виде табл. 4.3.
3. Решить уравнение с корнями вида 2 и e = const (к примеру e = 10–6) и сохранить файл F3.DAT, формируемый в подпрограмме, реализующей метод спуска и фиксирующий сходимость первого выделяемого корня в виде табл. 4.4.
4. Повторить пп 2 и 3 для корней вида 5.
5. Оформить отчет.
Примечания:
1) при выполнении работы студенты должны составить головную программу, в которой необходимо осуществить:
a) ввод исходных данных (порядка уравнения n £ 10, вещественных и мнимых , i Î[1, n] частей корней уравнения и параметра останова e),
б) обращение к подпрограмме N1YFU, в которой с помощью подпрограммы N1YRPD по задаваемым корням (,, i Î[1, n]) вычисляются коэффициенты уравнения , i Î, причем , а также производится запись корней уравнения в виде комплексных данных , i Î[1, n] и их ранжирование посредством подпрограммы N1YRNG,
в) обращение к подпрограмме N1YMSD, в которой реализован метод спуска решения алгебраического уравнения,
г) обращение к подпрограмме N1YEM, в которой определяются погрешности Eм, Eмo и Eсo между полученными и истинными вещественными и мнимыми частями корней уравнения,
д) запись полученных результатов в файлы данных (см. табл. 4.1¸4.4);
2) все расчеты в подпрограммах производятся с удвоенной точностью, следовательно, данные в головной программе должны быть описаны как REAL*8 – вещественный тип и COMPLEX*16 – комплексный тип.
4.Листингпрограммы
real*8 a1(6),a2(6),a3(6),a4(6),a5(6),a6(6),a7(6),a8(6)
real*8 b1(6),b2(6),b3(6),b4(6),b5(6),b6(6),b7(6),b8(6)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.