Тема 8 Основные методы исследования материалов, деталей машин и их свойств
8.1 Методы исследования коррозионной стойкости изделий машиностроения.
8.2 Методы оценки атмосферостойкости материалов.
8.3 Методы анализа состава и структуры поверхности материала
8.3.1. Спектроскопические методы анализа поверхности.
8.3.2. Методы оценки топографии и морфологии поверхности.
8.4 Методы оценки износостойкости деталей машин.
8.5 Механические методы исследования.
8.6 Теплофизические методы исследования.
Тема 8.1.Методы исследования коррозионной стойкости изделий машиностроения.
Коррозия-это физико-химическое взаимодействие между металлом и средой, вызывающее изменение свойств металла и, как следствие , ухудшения его функциональных характеристик .
Коррозионная стойкость-способность материала сопротивляться коррозионному воздействию среды . Коррозионная стойкость может определяться качественно , а также количественными показателями , основными из которых являются :
1. Очаговый показатель коррозии Rn-число коррозионных очагов, возникающих на единице металлической поверхности за определённый промежуток времени в данных условиях эксплуатации .
2. Глубинный показатель коррозии Rp-характеризует среднюю или максимальную глубину коррозионного разрушения металла за определённое время эксплуатации , например , мм/год .
3. Показатель склонности металла к коррозии Rc-срок эксплуатации (испытания) до начала коррозионного процесса , ч/сут . Начало коррозионного процесса определяют состоянием поверхности металла , при котором коррозионное поражение достигает 1% площади .
4. Показатель изменения массы металла Rt-уменьшение или увеличение массы металла во время эксплуатации (испытания) за счет потерь или роста продуктов коррозии , г/ (м ч) .
5. Механический показатель коррозии , например , прочностной , характеризующий изменение предела прочности металла за время эксплуатации , % .
6. Электрический показатель коррозии , например , токовый , соответствующий скорости коррозионного процесса мА/см , или показатель изменения электросопротивления поверхности металла за время эксплуатации , % .
Выбор показателя коррозии и метода оценки коррозионной стойкости материала зависит от вида и механизма коррозии в каждом конкретном случае . Многообразие коррозионных процессов хорошо иллюстрирует их классификация . Коррозия классифицируется :
По механизму :
— электрохимическая
— химическия
По характеру разрушения :
— сплошная (равномерная)
— локальная :
— местная (точечная)
— избирательная :
— межкристаллическая
— послойная
По условиям протекания процесса :
— биокоррозия
— механокоррозия
— жидкостная
— поземная
— щелевая
— контактная
Основные методы оценки коррозионной стойкости деталей машин
1. Визуальный метод применяется при изучении точечной (язвенной) и равномерной коррозии и заключается в визуальной оценки качества поверхности , а именно , (1) площади повреждения поверхности ; (2) числа коррозионных очагов ; (3) изменения микрогеометрии поверхности металла ; (4) адгезии покрытия к металлу (вздутие , растрескивание , отслаивание) .
Разработана универсальная шкала оценки коррозионной стойкости , по которым состояние металлической поверхности оценивают либо группой стойкости (0-5) или в баллах (0-10) . Совершенно стойкие поверхности оцениваются в 0 баллов , а совершенно нестойкие , соответственно , в 10 баллов (или пятая группа стойкости) .
2. Микроскопический методзаключается в применениимикроскопа (оптического или электронного) (1) для изучения топографии поверхности образцов и микрошлифов прошедших специальную обработку и без неё, а так же (2) для оценки глубины точечного поражения . Метод применяется при изучении различных видов локальной коррозии : (точечной , межкристаллической и др.) .
Глубину коррозионного поражения определяют с помощью обычного микроскопа методом фокусирования оптической схемы сначала на плоскость, совпадающую с верхним краем язвы , а потом на плоскость дна язвы . По разности отсчётов на микрометрическом винте судят о глубине проникновения коррозии . Для определения глубины коррозии так же применяют двойной микроскоп Леммина или оптико-механические профилографы , например , ИЗП-18.
3. Весовой метод адекватно характеризует скорость только равномерной ( сплошной ) коррозии . Метод заключается в измерении скорости изменения массы металла (увеличения или уменьшения), происходящее за счет потерь или роста продуктов коррозии за время эксплуатации или испытания:
где m0 и m1 –масса образца первоначальная и после испытания соответственно (г);
S – площадь образца (см2);
τ- время испытания (год).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.