2. Опухолевая группа тестов: кальцитонин (с); альфа-1-фетопротеин (с)- иммуноэлектрофорез (с, м); 5-гидроксииндолуксусная кислота (м). Простатическая фосфатаза (с); меланин (м); пролактин (с); тиреоглобулин (с); карциноэмбриональный антиген (с); раковый антиген 12-5 (с); раковый антиген 19-9 (с); человеческий бета-хорионический гонадотропин (с); специфичный для беременности – бета-1-гликопротеин (с); глюкозофосфатизомераза (с).
3. Гематологическая группа тестов: ферритин (с); фолиевая кислота (с); витамин В12 (с); трансферрин (с); гаптоглобин (с); железо (с); железо-связывающая способность (с); дифференциация гемоглобина включая НbA2 и HbF (к); дельта-аминолевулиновая кислота (м); порфибилиноген (м); порфирин эритроцитов (к); порфирины (м, кал); витамин В6 (п); фосфатаза лейкоцитов (мазки).
4. Гастро – интестинально - панкреатическая группа тестов: С-пептит(с); гастрин (с, п); глюкагон (п); инсулин (с); антитела к инсулину (с); антитела к внутреннему фактору (с); гемоглобин А1 (к); амилаза (м, с); липаза (с); хемотрипсин (кал); трипсин (с).
Имея в виду поисковый характер диагностического процесса во многих случаях болезней, полезно использование алгоритмического, программного подхода, при котором лабораторные тесты применяются последовательно, этап за этапом, позволяя своими результатами постепенно отбрасывать логически возникающие диагностические предположения (таблица 14). Этот подход особенно ценен в случаях, когда клинический синдром (например, артериальная гипертензия, коматозное состояние – таблица 15 и т.п.) может быть вызван различными причинами и патогенетическими механизмами. При этом сроки диагностики могут быть существенно сокращены, так как ряд тестов выполняется из однократно взятой пробы биологического материала.
При выборе лабораторных тестов для различных этапов дифференциальной диагностики можно использовать данные Nillus и др. (1977), которые на основе математического анализа результатов использования многих лабораторных тестов предложили способ оценки дискриминирующей способности лабораторных тестов и их групп при ориентировочном диагнозе (I ступень), контрольном диагностическом осмотре (II ступень), специальной диагностике (III ступень).
При оценке результатов на каждом этапе может быть применен критерий пороговых величин. В такие диагностические программы могут быть включены не только лабораторные, но и функциональные, рентгенологические и другие виды объективных исследований.
Резюмируя изложенные выше представления лабораторных медиков о вкладе результатов их труда в клинический диагноз, уместно привести предложенную Бюттнером (1994) схему оценки результатов лабораторных исследований (рис. 14). Из нее видно, что лабораторная медицина не только требовательна к качеству своей работы на чисто техническом, аналитическом уровне (т.е. в зоне своей профессиональной ответственности в узком смысле слова), но и вполне осознанно подходит к реальным биологическим факторам вариабельности лабораторных данных, видя за пробой биоматериала человека, которому этот биоматериал принадлежит. Не ограничиваясь и этим, лабораторная медицина стремится сделать аналитический результат максимально информативным и надежным в диагностическом, лечебном и прогностическом смысле, облегчая тем самым клиницисту правильную интерпретацию полученных в лаборатории сведений о химических и клеточных компонентах биоматериала пациента.
Клиницист не должен усматривать в этих усилиях лабораторных медиков какое-то ущемление своих прерогатив никто в лабораториях не сомневается, что труд и ответственность клинициста в медицине и здравоохранении первостепенны.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.