Методическая разработка к практическому занятию по теме: "Ревматизм и неревматические кардиты у детей"

Страницы работы

Фрагмент текста работы

уметь объективно оценить состояние сердечно-сосудистой системы и выявить основные симптомы кардита;

- обосновать план обследования больного (клинический, лабораторный, инстументальный);

- интерпретировать полученные результаты обследования, построить ал­горитм диагностики.

III. Разделы, изученные ранее и необходимые для данного занятия

(базисные знания).

1. Морфологические и культуральные свойства стрептококка.

2. Механизмы иммунологических реакций.

3. Патоморфологичексие стадии ревматического процессв в соеди­нительной ткани.

4. Механизм действия, показания, противопоказания, способ при­менения и дозы нестероидных препаратов и гипокортикостерои­дов.

Литература.

1. Патофизиология.  Курс лекций/Под ред.  П.Ф.Литвицкого. - М.: Медицина, 1995. - 752с.

2. Василенко В.Х., Гребнев А.Л. Пропедевтика внутренних болез­ней. - М.:Медицина, 1982. - 640с.

3. Усов И.Н. Здоровый ребенок. - Мн.:Беларусь, 1994. - 446с.

4. Сушко Е.П. Пропедевтика детских болезней. - Мн.:Вышэйшая школа, 1996. - 448с.

Рекомендуемая литература по теме занятия.

I. Основная.

1. Детские болезни/Под ред. Л.А.Исаевой. - М.:Медицина, 1986.- 626с.

2. И.И.Усов, В.М.Фурсевич, М.К.Кевра. Фармакорецептурный справочник педиатра. М.: 1994. - 356с.

3. Справочник. Основы кардиологии детского возраста/ Под ред.Р.Э.Ма­зо. - Мн.:Навука i тэхнiка, 1991. - 383с.

II. Дополнительная.

1. Основы кардиологии детского возраста/Под ред. Р.Э.Мазо. - Мн.:На­вука и тэхнiка, 1991. - 430с.

2. Педиария (руководство): Заболевания органов дыхания и сердеч­но-сосудистой системы/Под ред. Р.Е.Бермана, В.И.Вогана. - М.:Ме­дицина, 1988. - 436с.

3. Мурашко В.В., Струтынский А.В. Электрокардиография. - М.:Медици­на, 1987. - 256с.

4. Белоконь Н.А.,  Кубергер М.Б.  Болезни сердца и сосудов у  детей,

Т.1. - М.:Медицина, 1987. - 447с.

5. Белоконь Н.А.  Неревматические кардиты у  детей.  -  М.:Медицина,

1984. - 216с.

V. Вопросы для самоподготовки.

а) по базисным знаниям:

1. Назовите границы относительной сердечной тупости у здоровых детей.

2. Какова частота сердечных сокращений у ребенка 1 года, 3 лет,

5 лет, 10 лет, 15 лет.

3. Отличие функционального шума в сердце от органического.

4. Что такое проба Маслова-Шалкова?

5. ЭКГ изменения в сердце у детей с кардитом.

6. R-признаки кардита.

7. Назовите патоморфологические стадии ревматизма?

8. Механизм действия нестероидных препаратов.

9. Перечислите показания к назначению глюкокортикоидов при ле­чении кардитов у детей.

б) по данной теме:

1. Этиология и патогенез ревматизма.

2. Классификация ревматизма. Лабораторные признаки активности ревматического процесса.

3. Клинические синдромы ревматизма (кардиальные, экстракарди­альные). Признаки недостаточности кровообращения.

4. Дифференциальная диагностика ревматизма и неревматических кардитов.

5. Этапы лечения ревматизма. Диспансерное наблюдение за детьми, перенесшими ревматизм и неревматический кардит.

Темы УИРС.

1. Роль аутоаллергии в патогенезе ревматизма.

2. Эффекты глюкокортикоидной терапии при ревматизме.

3. Стадия патологического процесса в соединительной ткани при ревматизме и проблема обратимости патологического процесса.

4. Врожденные кардиты у детей.

Дидактические средства для организациисамостоятельной работы студентов

1. Таблица N 85.

2. Слайды N 3-1 - 3-4; 3-16 - 3-20; 3-26 - 3-29; 3-30 - 3-32.

3. Учебные истории болезни.

4. Тематические больные.

5. Набор электрокардиограмм.

6. Графопроектор.

7. Тонометры.

8. Фонендоскопы.

9. Банк заданий для самостоятельной работы.

VI. Структура темы " Ревматизм. Неревматические кардиты".

Основные диагностические критерии ревматизма:

1. Кардит

2. Полиартрит

3. Хорея

4. Ревматические узелки

5. Акулярная сыпь

6. Ревматические анамнез

7. Эффект от антиревматической терапии

Дополнительные диагностические критерии:

1. Повышение температуры.

2. Утомляемость, бледность кожных покровов, потливость.

3. Абдоминальные боли.

4. Лейкоцитоз.

5. Диспротеинемия.

6. Патологические серологические показатели.

7. Повышенная проницаемость капилляр.

Поражение крупных и средних суставов

----------------------------------------------

|Симметричность и летучесть поражения                   |

------------   ----------------------------------------------

|Основные  |   ----------------------------------------------

|проявления|   |Отсутствие стойких функциональных изменений |

|полиатрита|   |в суставах                                                                             |

------------   ----------------------------------------------

Быстрый эффект от антиревматической терапии

Сочетание с поражением сердца

Признаки исключающие ревматический кардит:

1. Начало заболевания впервые 5 лет жизни.

2. Связь с ОРВИ.

3. Отсутствие экстрокардиальных проявлений (полиартрит, хо­рея и т.д.).

4. Сердечная недостаточность и нарушение ритма.

5. Менее выраженные лабораторные показатели.

6. Отсутствие деформации клапанов.

VII. Схема обследования больного.

Жалобы. Больные предъявляют жалобы на быструю утомляемость, по­вышение температуры, боли и очетность крупных суставов.

При сборе анамнеза жизни выясняют заболевания перенесенные на­кануне (ангина, гайморит, отит и т.д.). Обращают внимание на семей­но-наследственные заболевания соединительной ткани (целесообразно составить схему родословной).

При сборе анамнеза заболеваний необходимо обратить внимание на начало болезни (с указанием даты), связь со стрептококковой инфекци­ей. Сбор анамнеза заболевания по общепринятой схеме включает получе­ние информации от родителей, а также из медицинских документов. Це­лесообразно собрать сведение об общих анамнезах крови, ЭКГ, R-грамма на протяжении всей жизни, оценить результаты прочих лабораторных исследований.

При осмотре больного охарактеризовать общее состояние и само­чувствие больного:

- наличие симптомов интоксикации;

- цвет кожи: характерна бледность или цианоз кожных покровов и слизистых оболочек;

- отеки на  нижних конечностях;

- увеличение печени;

- расширение границ сердца, приглушенность сердечных тонов, шу­мы, тахикардия, повышение или снижение артериального давления, одыш­ка.

Дать оценку лабораторным и инструментальным методам исследова­ния:

- клиническому анализу крови и мочи;

- биохимическим анализам крови (общий белок и фракции, СРБ, си­аловые кислоты, АЛТ, щелочная фосфатаза, ЛДГ, калий, натрий);

- ЭКГ;

- R-грамме органов грудной клетки;

- ультразвуковому исследованию сердца и органов брюшной полос­ти;

- другим методам исследования.

VIII. Самостоятельная работа студентов.

Задание N 1. Обследуйте больного с синдромом кардита.

Для этого.

а) проанализируйте анамнез, установите связь выявленных данных с возможностью возникновения кардита;

б) оцените состояние сердечно-сосудистой системы, установите тяжесть кардита;

в) постройте алгоритм диагностики.

Задание N 2. Обследуйте больного с ревматизмом.

Для этого.

а) проанализируйте анамнез и установите связь выявленных данных

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педиатрия
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
58 Kb
Скачали:
0