уметь объективно оценить состояние сердечно-сосудистой системы и выявить основные симптомы кардита;
- обосновать план обследования больного (клинический, лабораторный, инстументальный);
- интерпретировать полученные результаты обследования, построить алгоритм диагностики.
III. Разделы, изученные ранее и необходимые для данного занятия
(базисные знания).
1. Морфологические и культуральные свойства стрептококка.
2. Механизмы иммунологических реакций.
3. Патоморфологичексие стадии ревматического процессв в соединительной ткани.
4. Механизм действия, показания, противопоказания, способ применения и дозы нестероидных препаратов и гипокортикостероидов.
Литература.
1. Патофизиология. Курс лекций/Под ред. П.Ф.Литвицкого. - М.: Медицина, 1995. - 752с.
2. Василенко В.Х., Гребнев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней. - М.:Медицина, 1982. - 640с.
3. Усов И.Н. Здоровый ребенок. - Мн.:Беларусь, 1994. - 446с.
4. Сушко Е.П. Пропедевтика детских болезней. - Мн.:Вышэйшая школа, 1996. - 448с.
Рекомендуемая литература по теме занятия.
I. Основная.
1. Детские болезни/Под ред. Л.А.Исаевой. - М.:Медицина, 1986.- 626с.
2. И.И.Усов, В.М.Фурсевич, М.К.Кевра. Фармакорецептурный справочник педиатра. М.: 1994. - 356с.
3. Справочник. Основы кардиологии детского возраста/ Под ред.Р.Э.Мазо. - Мн.:Навука i тэхнiка, 1991. - 383с.
II. Дополнительная.
1. Основы кардиологии детского возраста/Под ред. Р.Э.Мазо. - Мн.:Навука и тэхнiка, 1991. - 430с.
2. Педиария (руководство): Заболевания органов дыхания и сердечно-сосудистой системы/Под ред. Р.Е.Бермана, В.И.Вогана. - М.:Медицина, 1988. - 436с.
3. Мурашко В.В., Струтынский А.В. Электрокардиография. - М.:Медицина, 1987. - 256с.
4. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей,
Т.1. - М.:Медицина, 1987. - 447с.
5. Белоконь Н.А. Неревматические кардиты у детей. - М.:Медицина,
1984. - 216с.
V. Вопросы для самоподготовки.
а) по базисным знаниям:
1. Назовите границы относительной сердечной тупости у здоровых детей.
2. Какова частота сердечных сокращений у ребенка 1 года, 3 лет,
5 лет, 10 лет, 15 лет.
3. Отличие функционального шума в сердце от органического.
4. Что такое проба Маслова-Шалкова?
5. ЭКГ изменения в сердце у детей с кардитом.
6. R-признаки кардита.
7. Назовите патоморфологические стадии ревматизма?
8. Механизм действия нестероидных препаратов.
9. Перечислите показания к назначению глюкокортикоидов при лечении кардитов у детей.
б) по данной теме:
1. Этиология и патогенез ревматизма.
2. Классификация ревматизма. Лабораторные признаки активности ревматического процесса.
3. Клинические синдромы ревматизма (кардиальные, экстракардиальные). Признаки недостаточности кровообращения.
4. Дифференциальная диагностика ревматизма и неревматических кардитов.
5. Этапы лечения ревматизма. Диспансерное наблюдение за детьми, перенесшими ревматизм и неревматический кардит.
Темы УИРС.
1. Роль аутоаллергии в патогенезе ревматизма.
2. Эффекты глюкокортикоидной терапии при ревматизме.
3. Стадия патологического процесса в соединительной ткани при ревматизме и проблема обратимости патологического процесса.
4. Врожденные кардиты у детей.
Дидактические средства для организациисамостоятельной работы студентов
1. Таблица N 85.
2. Слайды N 3-1 - 3-4; 3-16 - 3-20; 3-26 - 3-29; 3-30 - 3-32.
3. Учебные истории болезни.
4. Тематические больные.
5. Набор электрокардиограмм.
6. Графопроектор.
7. Тонометры.
8. Фонендоскопы.
9. Банк заданий для самостоятельной работы.
VI. Структура темы " Ревматизм. Неревматические кардиты".
Основные диагностические критерии ревматизма:
1. Кардит
2. Полиартрит
3. Хорея
4. Ревматические узелки
5. Акулярная сыпь
6. Ревматические анамнез
7. Эффект от антиревматической терапии
Дополнительные диагностические критерии:
1. Повышение температуры.
2. Утомляемость, бледность кожных покровов, потливость.
3. Абдоминальные боли.
4. Лейкоцитоз.
5. Диспротеинемия.
6. Патологические серологические показатели.
7. Повышенная проницаемость капилляр.
Поражение крупных и средних суставов |
----------------------------------------------
|Симметричность и летучесть поражения |
------------ ----------------------------------------------
|Основные | ----------------------------------------------
|проявления| |Отсутствие стойких функциональных изменений |
|полиатрита| |в суставах |
------------ ----------------------------------------------
Быстрый эффект от антиревматической терапии |
Сочетание с поражением сердца |
Признаки исключающие ревматический кардит:
1. Начало заболевания впервые 5 лет жизни.
2. Связь с ОРВИ.
3. Отсутствие экстрокардиальных проявлений (полиартрит, хорея и т.д.).
4. Сердечная недостаточность и нарушение ритма.
5. Менее выраженные лабораторные показатели.
6. Отсутствие деформации клапанов.
VII. Схема обследования больного.
Жалобы. Больные предъявляют жалобы на быструю утомляемость, повышение температуры, боли и очетность крупных суставов.
При сборе анамнеза жизни выясняют заболевания перенесенные накануне (ангина, гайморит, отит и т.д.). Обращают внимание на семейно-наследственные заболевания соединительной ткани (целесообразно составить схему родословной).
При сборе анамнеза заболеваний необходимо обратить внимание на начало болезни (с указанием даты), связь со стрептококковой инфекцией. Сбор анамнеза заболевания по общепринятой схеме включает получение информации от родителей, а также из медицинских документов. Целесообразно собрать сведение об общих анамнезах крови, ЭКГ, R-грамма на протяжении всей жизни, оценить результаты прочих лабораторных исследований.
При осмотре больного охарактеризовать общее состояние и самочувствие больного:
- наличие симптомов интоксикации;
- цвет кожи: характерна бледность или цианоз кожных покровов и слизистых оболочек;
- отеки на нижних конечностях;
- увеличение печени;
- расширение границ сердца, приглушенность сердечных тонов, шумы, тахикардия, повышение или снижение артериального давления, одышка.
Дать оценку лабораторным и инструментальным методам исследования:
- клиническому анализу крови и мочи;
- биохимическим анализам крови (общий белок и фракции, СРБ, сиаловые кислоты, АЛТ, щелочная фосфатаза, ЛДГ, калий, натрий);
- ЭКГ;
- R-грамме органов грудной клетки;
- ультразвуковому исследованию сердца и органов брюшной полости;
- другим методам исследования.
VIII. Самостоятельная работа студентов.
Задание N 1. Обследуйте больного с синдромом кардита.
Для этого.
а) проанализируйте анамнез, установите связь выявленных данных с возможностью возникновения кардита;
б) оцените состояние сердечно-сосудистой системы, установите тяжесть кардита;
в) постройте алгоритм диагностики.
Задание N 2. Обследуйте больного с ревматизмом.
Для этого.
а) проанализируйте анамнез и установите связь выявленных данных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.