Кроме того в последнее время отмечается значительный рост антенатальной патологии приводящей к врожденным порокам развития (бластопатии) либо к задержке внутриутробного развития (фетопатии). Данные патологические состояния приводят к нарушению адаптации новорожденных к внеутробной жизни и являются наиболее частыми причинами неонатальных болезней и смертности.
II. Цель занятия
Обучить студентов методам обследования новорожденного, основным диагностическим критериям определения степени недоношенности и формы задержки внутриутробного развития. Познакомить с основными принципами выхаживания и реабилитации недоношенных и детей с антенатальной патологией. Изучить клинические проявления и тактику ведения новорожденных с пограничными состояниями.
III. Разделы, изученные ранее и необходимые для данного занятия
(базисные знания).
1. Эмбриогенез органов и систем плода.
2. Механизмы действия некоторых фармацевтических препаратов (ноотропы, анаболические средства).
V. Вопросы для самоподготовки.
а) по базисным знаниям:
1. Анатомо-физиологические особенности основных систем плода и новорожденного ребенка. Механизм первого вдоха. Перестройка системы кровообращения после рождения.
2. Характеристика анте-, интра- и постнатального периода развития ребенка, критические периоды детства.
3. Показатели гемограммы, электролитов, глюкозы, азотистых веществ в ранний неонатальный период.
4. Основные механизмы действия и побочные эффекты ноотропных препаратов, мочегонных средств, анаболических препаратов.
б) по данной теме:
1. Характеристика периодов новорожденности (анте, интра, постнатальный периоды).
2. Критерии доношенности, недоношенности, низкой массы тела. Определение срока гестации.
3. Задержка внутриутробного роста и развития. Причины, классификация, клиника, лечение.
4. Пограничные (транзиторные) состояния периода новорожденности. Клиническая картина, исходы.
VI. Графическая структура темы "Характеристика периода новорожденности, недоношенных, с задержкой внутриутробного развития. Транзиторные состояния новорожденных".
1. Безусловные рефлексы новорожденных:
1) поисковый рефлекс Куссмауля;
2) сосательный рефлекс;
3) лодонного-ротовой рефлекс Бабкина;
4) рефлекс Моро;
5) хватательный рефлекс Робинсона;
6) рефлекс Бабинского;
7) подошвенный рефлекс;
8) рефлекс опоры;
9) рефлекс автоматической походки;
10) защитный рефлекс;
11) рефлекс Баузра (ползания);
12) рефлекс Галанта;
13) рефлекс Переза.
2. Клиническая оценка состояния ребенка по шкале Апгар.
| Признак - | |
Оценка в баллах ------------------------------- 0 | 1 |
------------- 2 |
Сердцебиение |
Отсутствует 100 и < в мин. |
>100 в мин. |
Дыхание |
Отсутствует Слабый крик (гиповентиляция), редкие вдохи, дыхание аритмичное |
Громкий крик |
Мышечный тонус |
Конечности Некоторая степень свисают сгибания конечнос тей |
Активные движения |
Рефлекторная возбудимость (пяточный рефлекс) |
Не реагирует Слабо выражена (гримаса) |
Кашель, чихание, крик |
Окраска кожи ------------------- |
Генерализо- Розовая окраска ванная блед- тела и синюшная ность или окраска конеч- цианоз кож- ностей (акроциа- ных покро- ноз) вов ------------------------------- |
Розовая окраска всего тела и конечностей ------------- |
3. Определение гестационного возраста по шкале Petrussa.
"Гестационный возраст" (нед.) = 30 + сумма балов.
---------------------------------------------------------------
| Баллы
| 0 |
1 |
2 |
|
Ушные раковины |
Бесформенные, мягкие |
Загнут только верхний край |
Полностью сформированы, плотные |
Грудные железы |
Сосок в виде красной точки |
Ареола соска едва различима |
Диаметр ареолы соска более 5 мм |
Яички |
В паховом канале |
Высоко в мошонке |
Низко в мошонке |
Большие половые губы |
Едва различимы |
Не закрывают малые половые губы |
Закрывают малые половые губы |
Исчерченность стоп |
Только 1-2 борозды |
Исчерченность верхней части стопы |
Исчерченность всей стопы |
Кожа |
Тонкая, красная, прозрачная |
Красная или отечная |
Розовая |
VII. Схема обследования больного.
Жалобы - низкая масса тела, большая потеря массы тела после рождения, желтушность кожных покровов, нагрубание молочных желез, серовато-белого цвета выделения из половой щели у девочек, отек наружных половых органов, кровотечение из влагалища, изменение цвета мочи (желто-кирпичная, мутная), изменения характера стула (частый негомогенный, с зеленью, водянистый), повышение температуры тела до 38,5-39,5С в сочетании с жаждой, изменение цвета кожных покровов, наличие шелушения, высыпание на коже, внешние пороки развития у ребенка, мышечная слабость, сниженный объем движений.
При сборе анамнеза выясняют наличие наследственных заболеваний у родственников, рождение ранее в семье недоношенного ребенка, наличие мертворождений, спонтанных абортов; воздействие профессиональных вредностей, экологических факторов на организм плода, вредные привычки матери (алкоголизм, курение, токсикомания), лекарственная те-
рапия во время беременности, перенесенные инфекционные заболевания
беременной, дефекты питания беременной; возраст матери менее 18 и
старше 40 лет, наличие конфликта по АВО-системе и Rh-фактору
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.