Методы обследования новорожденного, основные диагностическим критериям определения степени недоношенности и формы задержки внутриутробного развития

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Кроме того в последнее время отмечается значительный рост антенатальной патологии приводящей к врожденным порокам развития (бластопатии) либо к задержке внутриут­робного развития (фетопатии). Данные патологические состояния приво­дят к нарушению адаптации новорожденных к внеутробной жизни и явля­ются наиболее частыми причинами неонатальных болезней и смертности.

II. Цель занятия

Обучить студентов методам обследования новорожденного, основным диагностическим критериям определения степени недоношенности и формы задержки внутриутробного развития. Познакомить с основными принципа­ми выхаживания и реабилитации недоношенных и детей с антенатальной патологией. Изучить клинические проявления и тактику ведения ново­рожденных с пограничными состояниями.

III. Разделы, изученные ранее и необходимые для данного занятия

(базисные знания).

1. Эмбриогенез органов и систем плода.

2. Механизмы действия некоторых фармацевтических препаратов (ноотропы, анаболические средства).

V. Вопросы для самоподготовки.

а) по базисным знаниям:

1. Анатомо-физиологические особенности основных систем плода и новорожденного ребенка. Механизм первого вдоха. Перестройка системы кровообращения после рождения.

2. Характеристика анте-, интра- и постнатального периода разви­тия ребенка, критические периоды детства.

3. Показатели гемограммы, электролитов, глюкозы, азотистых ве­ществ в ранний неонатальный период.

4. Основные механизмы действия и побочные эффекты ноотропных препаратов, мочегонных средств, анаболических препаратов.

б) по данной теме:

1. Характеристика периодов новорожденности (анте, интра, постна­тальный периоды).

2. Критерии доношенности, недоношенности, низкой массы тела. Оп­ределение срока гестации.

3. Задержка внутриутробного роста и развития.  Причины, классифи­кация, клиника, лечение.

4. Пограничные (транзиторные) состояния периода новорожденности. Клиническая картина, исходы.

VI. Графическая структура темы "Характеристика периода новорож­денности, недоношенных, с задержкой внутриутробного развития. Транзиторные состояния новорожденных".

1. Безусловные рефлексы новорожденных:

1) поисковый рефлекс Куссмауля;

2) сосательный рефлекс;

3) лодонного-ротовой рефлекс Бабкина;

4) рефлекс Моро;

5) хватательный рефлекс Робинсона;

6) рефлекс Бабинского;

7) подошвенный рефлекс;

8) рефлекс опоры;

9) рефлекс автоматической походки;

10) защитный рефлекс;

11) рефлекс Баузра (ползания);

12) рефлекс Галанта;

13) рефлекс Переза.

2. Клиническая оценка состояния ребенка по шкале Апгар.

|

Признак - |

Оценка в баллах -------------------------------

0 | 1

-------------

2

Сердцебиение

Отсутствует 100 и < в мин.

>100 в мин.

Дыхание

Отсутствует Слабый крик (гиповентиляция), редкие вдохи, ды­хание аритмичное

Громкий крик

Мышечный тонус

Конечности    Некоторая степень

свисают       сгибания конечнос

тей

Активные дви­жения

Рефлекторная возбудимость (пяточный рефлекс)

Не реагирует Слабо выражена (гримаса)

Кашель, чиха­ние, крик

Окраска кожи

-------------------

Генерализо- Розовая окраска ванная блед- тела и синюшная ность или окраска конеч-

цианоз кож-   ностей (акроциа-

ных покро-    ноз)

вов

-------------------------------

Розовая окрас­ка всего тела и конечностей

-------------

3. Определение гестационного возраста по шкале Petrussa.

"Гестационный возраст" (нед.) = 30 + сумма балов.

---------------------------------------------------------------

|                                          Баллы

| 0

1

2

Ушные раковины

Бесформенные,

мягкие

Загнут только верхний край

Полностью сфор­мированы, плот­ные

Грудные железы

Сосок в виде

красной точки

Ареола соска едва различима

Диаметр ареолы соска более

5 мм

Яички

В паховом ка­нале

Высоко в мо­шонке

Низко в мошон­ке

Большие половые губы

Едва различимы

Не закрывают малые половые губы

Закрывают малые половые губы

Исчерченность стоп

Только 1-2

борозды

Исчерченность верхней части стопы

Исчерченность всей  стопы

Кожа

Тонкая, крас­ная, прозрач­ная

Красная или отечная

Розовая

VII.  Схема обследования больного.

Жалобы - низкая масса тела, большая потеря массы тела после рождения, желтушность кожных покровов, нагрубание молочных желез, серовато-белого цвета выделения из половой щели у девочек, отек на­ружных половых органов, кровотечение из влагалища, изменение цвета мочи (желто-кирпичная, мутная), изменения характера стула (частый негомогенный, с зеленью, водянистый), повышение температуры тела до 38,5-39,5С в сочетании с жаждой, изменение цвета кожных покровов, наличие шелушения, высыпание на коже, внешние пороки развития у ре­бенка, мышечная слабость, сниженный объем движений.

При сборе анамнеза выясняют наличие наследственных заболеваний у родственников, рождение ранее в семье недоношенного ребенка, нали­чие мертворождений, спонтанных абортов; воздействие профессиональных вредностей, экологических факторов на организм плода, вредные при­вычки матери (алкоголизм, курение, токсикомания), лекарственная те-

рапия  во время беременности,  перенесенные инфекционные заболевания

беременной,  дефекты питания беременной;  возраст матери менее 18  и

старше 40 лет, наличие конфликта по АВО-системе и Rh-фактору

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педиатрия
Тип:
Практика
Размер файла:
113 Kb
Скачали:
0