Методическая разработка к практическому занятию по теме: "Последствия асфиксии, внутричерепной травмы и других повреждений ЦНС. Желтухи новорожденных, гемолитическая, геморрагическая болезнь новорожден­ных"

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ПЕДИАТРИИ

Утверждено на заседании кафедры протокол N ___ от "___"________ 2001г. Зав.кафедрой:доцент Козловский А.А.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию по теме:

"ПОСЛЕДСТВИЯ АСФИКСИИ, ВНУТРИЧЕРЕПНОЙ ТРАВМЫ

И ДРУГИХ ПОВРЕЖДЕНИЙ ЦНС.  ЖЕЛТУХИ НОВОРОЖДЕННЫХ, ГЕМОЛИТИЧЕСКАЯ, ГЕМОРРАГИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ НОВОРОЖДЕННЫХ".

(Для студентов 4 курса лечебно-профилактического факультета)

Автор: доцент Кривицкая Л.В.

г.Гомель, 2001г.

Данная методическая разработка предназначена для самостоятель­ной работы студентов.

В ней представлены: I. Актуальность темы. II. Цель занятия (умение и знание). III. Базисные разделы. IV. Рекомендуемая литера­тура. V. Вопросы для самоподготовки. VI. Структура темы:"Последствия асфиксии, внутричерепной травмы и других повреждений ЦНС. Желтухи новорожденных, гемолитическая, геморрагическая болезнь новорожден­ных". VII. Самостоятельная работа студентов. VIII. Клинические зада­чиитестовый контроль.

План проведения практического занятия.

--------------------------------------------------------------------

N п/п|                         Наименование  этапов занятия                                               |            Время

--------------------------------------------------------------------

1.  Обоснование актуальности изучаемой темы.                                                     5 минут

2.  Тестовый контроль.                                                                                                10 минут

3.  Контроль исходных знаний.                                                                                 30 минут

4.  Курация больных и самостоятельная работа студентов.60 минут

5.  Клинический разбор больных по теме занятия.                                              90 минут

6.  Контроль конечных знаний.                                                                                 30 минут

I. Актуальность темы.

Среди заболеваний как доношенных так и недоношенных новорожден­ных в настоящее время преобладают: асфиксия, внутричерепная родовая травма, гемолитическая болезнь, желтуха и другие. При всех этих за­болеваниях могут быть критические состояния, требующие неотложной помощи. Поэтому интенсивная терапия и реанимация новорожденных ста­новятся важным разделом неонатологии. Имеет значение своевременная диагностика первых проявлений и ведущих признаков заболеваний, поз­воляющих объективно оценить состояние больного ребенка, а также ор­ганизовать неотложные мероприятия при них. Студенты должны быть зна­комы с правилами оказания медицинской помощи новорожденным в чрезвы­чайных ситуациях, а также обладать сведениями о лекарственных и тех­нических средствах, применяемых в реанимации и интенсивной терапии новорожденных.

II. Цель занятия

Научить студентов основным принципам диагностики и лечения при родовой травме, желтухе, гемолитической и геморрагической болезни новорожденных, овладеть принципами оказания неотложной помощи при асфиксии, тяжелых формах ГБН, геморрагическом синдроме.

Студенты должны знать:

- факторы риска и патогенез гипоксии плода;

- осложнения, возникающие у новорожденного вследствие перинатальной гипоксии;

- основные принципы реанимационных мероприятий при терминальных сос-

тояниях новорожденных;

- факторы риска возникновения родовой травмы у новорожденных;

- особенности клиники родовой травмы в зависимости от локализации повреждения;

- впоследствия перенесенной асфиксии и родовой травмы;

- нормальные показатели билирубина у новорожденных;

- обмен билирубина в организме;

- классификацию неонатальных желтух;

- причины развития гемолитической болезни новорожденных, осложнения;

- показания к заменному переливанию крови при гемолитической болезни новорожденных;

- причины и клинические проявления геморрагической болезни новорож­денных.

Студенты должны уметь:

- оценить состояние новорожденного по шкале Апгар;

- выявить основные критерии, характеризующие степень тяжести асфик­сии;

- оказать неотложную помощь при тяжелой форме асфиксии новорожденно­го;

- провести дифференциальную диагностику между физиологической и и патологической формами желтух;

- составить план обследования при подозрении на гемолитическую бо­лезнь новорожденного;

- осуществить лечебные и профилактические мероприятия при гемораги­ческой болезни новорожденного;

- определить группу крови у новорожденного.

III. Разделы, изученные ранее и необходимые для данного занятия

(базисные знания).

1. Физиология крови.

2. Определение групп крови, совместимость по АВО-системе и Rh-резус фактору.

3. Показатели коагулограммы в норме.

4. Физиология нервной системы.

5. Физиология дыхания.

6. Патогенез и последствия  гипоксии.

Литература.

1. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. -

М.:Медицина, 1985. - 432с.

2. Усов И.Н., Чичко М.В., Астахова Л.Н. Практические навыки пе­диатра. - Мн.: Вышэйшая школа, 1989. - 400с.

3. Патофизиология.  Курс лекций/Под ред. П.Ф.Литвицкого. - М.:Ме- дицина, 1995. - 752с.

4. Гусель В.А., Маркова И.В. Справочник педиатра по клинической фармакологии. - Л.:Медицина, 1989. - 316с.

IV. Рекомендуемая литература по теме занятия.

I. Основная:

1. Шабалов Н.П. Неонатология. - Санкт-Петербург: Специальная литература, 1998. - Т.1. - 492с.

2. Сушко Е.П., Новикова В.И. и др. Неонатология. - Мн.:Вышэйшая школа, 1998. - 346с.

3. Усов И.Н. Здоровый ребенок. - Мн.:Беларусь, 1994. - 446с.

II. Дополнительная.

1. Ферсмольд Х.  Основные положения неонатологии. Берлин, 2000.

- 182с.

2. Неонатология/Под ред. Т.Г.Гомеллы. М.:Медицина, 1998. - 640с.

3. Шишко Г.А. Реанимация и интенсивная терапия новорожденных, родившихся в асфиксии (Учебно-методические рекомендации). - Мн.,

1995.

4. Справочник неонатолога/Под ред.  проф. В.А.Таболина, Н.П.Ша­балова. - Л.: Медицина, 1984. - 319с.

V. Вопросы для самоподготовки.

а) по базисным знаниям:

1. АФО дыхательной системы у новорожденных, механизм первого вдоха

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педиатрия
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
59 Kb
Скачали:
0