Методическая разработка к практическому занятию по теме: "Рахит. Спазмофилия. Гиповитаминоз Д"

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ПЕДИАТРИИ

Утверждено на заседании кафедры протокол N ___ от "___"________ 2001г. Зав.кафедрой:доцент Козловский А.А.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию по теме:

"РАХИТ. СПАЗМОФИЛИЯ. ГИПЕРВИТАМИНОЗ Д".

(Для студентов 4 курса лечебно-профилактического факультета)

Автор: зав.кафедрой педиатрии доцент Козловский А.А.

г.Гомель, 2001г.

Данная методическая разработка предназначена для самостоятель­ной работы студентов.

В ней представлены: I. Актуальность темы. II. Цель занятия (умение и знание). III. Базисные разделы. IV. Рекомендуемая литера­тура. V. Вопросы для самоподготовки. VI. Графическая структура темы "Рахит. Спазмофилия. Гиповитаминоз Д". VII. Схема обследования боль­ного. VIII. Самостоятельная работа студентов. IX. Клинические задачи итестовый контроль.

План проведения практического занятия.

--------------------------------------------------------------------

N п/п|                         Наименование  этапов занятия                                               |            Время

--------------------------------------------------------------------

1.  Обоснование актуальности изучаемой темы                                                      5 минут

2.  Тестовый контроль                                                                                                 10 минут

3.  Контроль исходных знаний                                                                                  30 минут

4.  Курация больных и самостоятельная работа студентов 60 минут

5.  Клинический разбор больных по теме занятия                                               90 минут

6.  Контроль конечных знаний                                                                                  30 минут

I. Актуальность темы.

Характерной особенностью детского возраста является, помимо ди­намического роста и развития ребенка, интенсивное протекание всех видов обмена, направленных на совершенствование органов и систем, а так же поддержание их функционирования на соответствующем каждому возрасту периоду уровне. Ведущая роль в обменных процессах отводится витамину Д, изучению которого посвящено огромное количество исследо­ваний как в нашей стране, так и за рубежом.

Рахит - общее заболевание растущего организма, протекающее с нарушением обмена веществ (преимущественно кальциевого и фосфорного) и значительным расстройством костеобразования и нарушением функций всех ведущих органов и систем.

Это диктует необходимость каждому педиатру знать данное заболе­вание.

II. Цель занятия

Научить студентов выявлять патологические изменения в кост­но-мышечной системе и правильно интерпретировать клинические симпто­мы заболевания и результаты лабораторных исследований, на основании полученных данных поставить развернутый клинический диагноз и назна­чить адекватное лечение больному с рахитом.

Студенты должны знать:

- анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы;

- этиопатогенез, классификацию, клинические проявления и этапы диаг-

ностики рахита;

- регуляцию фосфорно-кальциевого обмена;

- уровень кальция и фосфора в сыворотке крови;

- основные принципы лечения рахита, лечебные и профилактические дозы витамина Д;

- этиопатогенез, этапы диагностики и лечение гипервитаминоза Д;

- патогенез, клинические проявления и неотложную помощь при спазмо­фильных судорогах;

Студенты должны уметь:

- проводить исследование костной и мышечной систем;

- определять размеры родничка у детей первого года жизни;

- правильно формулировать клинический диагноз рахита;

- проводить расчет витамина Д для лечебных и профилактических целей;

- назначить питание больному ребенку.

III. Разделы, изученные ранее и необходимые для данного занятия

(базисные знания).

1. Обмен кальция и фосфора в организме детей.

2. Патофизиологические механизмы основных клинических синдромов при рахите (астено-вегетативный, гипокальциемический, гипофосфатеми­ческий).

3. Механизм фармакологического действия лекарственных препара­тов, используемых для лечения рахита, спазмофилии.

4. Патофизиологические механизмы судорожного синдрома при спаз­мофилии.

Литература.

1. Патофизиология.  Курс лекций/Под ред.  П.Ф.Литвицкого. - М.: Медицина, 1995. - 752с.

2. Гусель В.А., Маркова И.В. Справочник педиатра по клинической фармакологии. - Л.:Медицина, 1989. - 316с.

IV. Рекомендуемая литература по теме занятия:

I. Основная.

1. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. -

М.:Медицина, 1985. - 432c.

2. Усов И.Н., Чичко М.В., Астахова Л.Н. Практические навыки пе­диатра. - Мн.: Вышэйшая школа, 1989. - 400c.

3. Детские болезни/Под ред. Л.А.Исаевой. - М.:Медицина, 1986. - 626c.

4. Усов И.Н. Здоровый ребенок. - Мн.:Беларусь, 1994. - 446c.

5. Конспекты лекций.

II. Дополнительная.

1. Педиатрия (руководство):  Общие вопросы:  развитие, питание,

уход за ребенком/ Под ред.  Р.Е.Бермана,  В.К.Вогана.- М.: Медицина,

1991. - 426c.

2. Игнатов С.И. Руководство по клиническому исследованию ребен­ка. - М.:Медицина, 1978. - 456c.

V. Вопросы для самоподготовки.

а) по базисным знаниям:

1. Роль витамина Д в обмене кальция и фосфора у детей.

2. Укажите основные пути поступления витамина Д в организм ре­бенка.

3. Возможные причины гипокальциемии.

4. Выписать препараты  витамина Д.

б) по данной теме:

1. Анатомо-физиологическая особенности костно-мышечной системы.

2. Современные представления об обмене кальция и фосфора, о ме­таболизме и действии витамина Д.

3. Факторы, способствующие развитию рахита. Патогенез рахита.

4. Классификация рахита. Клинико-биохимические проявления в за­висимости от степени тяжести и течения процесса.

5. Современные принципы лечения и профилактика рахита.

6. Рахитоподобные заболевания: этиопатогенез, клиника, диагнос­тика.

7. Гипервитаминоз Д: причины, клинические симптомы, диагности­ка, лечение

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педиатрия
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
75 Kb
Скачали:
0