МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ПЕДИАТРИИ
Утверждено на заседании кафедры протокол N ___ от "___"________ 2001г. Зав.кафедрой:доцент Козловский А.А.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
к практическому занятию по теме:
"РАХИТ. СПАЗМОФИЛИЯ. ГИПЕРВИТАМИНОЗ Д".
(Для студентов 4 курса лечебно-профилактического факультета)
Автор: зав.кафедрой педиатрии доцент Козловский А.А.
г.Гомель,
2001г.
Данная методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов.
В ней представлены: I. Актуальность темы. II. Цель занятия (умение и знание). III. Базисные разделы. IV. Рекомендуемая литература. V. Вопросы для самоподготовки. VI. Графическая структура темы "Рахит. Спазмофилия. Гиповитаминоз Д". VII. Схема обследования больного. VIII. Самостоятельная работа студентов. IX. Клинические задачи итестовый контроль.
План проведения практического занятия.
--------------------------------------------------------------------
N п/п| Наименование этапов занятия | Время
--------------------------------------------------------------------
1. Обоснование актуальности изучаемой темы 5 минут
2. Тестовый контроль 10 минут
3. Контроль исходных знаний 30 минут
4. Курация больных и самостоятельная работа студентов 60 минут
5. Клинический разбор больных по теме занятия 90 минут
6. Контроль конечных знаний 30 минут
I. Актуальность темы.
Характерной особенностью детского возраста является, помимо динамического роста и развития ребенка, интенсивное протекание всех видов обмена, направленных на совершенствование органов и систем, а так же поддержание их функционирования на соответствующем каждому возрасту периоду уровне. Ведущая роль в обменных процессах отводится витамину Д, изучению которого посвящено огромное количество исследований как в нашей стране, так и за рубежом.
Рахит - общее заболевание растущего организма, протекающее с нарушением обмена веществ (преимущественно кальциевого и фосфорного) и значительным расстройством костеобразования и нарушением функций всех ведущих органов и систем.
Это диктует необходимость каждому педиатру знать данное заболевание.
II. Цель занятия
Научить студентов выявлять патологические изменения в костно-мышечной системе и правильно интерпретировать клинические симптомы заболевания и результаты лабораторных исследований, на основании полученных данных поставить развернутый клинический диагноз и назначить адекватное лечение больному с рахитом.
Студенты должны знать:
- анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы;
- этиопатогенез, классификацию, клинические проявления и этапы диаг-
ностики рахита;
- регуляцию фосфорно-кальциевого обмена;
- уровень кальция и фосфора в сыворотке крови;
- основные принципы лечения рахита, лечебные и профилактические дозы витамина Д;
- этиопатогенез, этапы диагностики и лечение гипервитаминоза Д;
- патогенез, клинические проявления и неотложную помощь при спазмофильных судорогах;
Студенты должны уметь:
- проводить исследование костной и мышечной систем;
- определять размеры родничка у детей первого года жизни;
- правильно формулировать клинический диагноз рахита;
- проводить расчет витамина Д для лечебных и профилактических целей;
- назначить питание больному ребенку.
III. Разделы, изученные ранее и необходимые для данного занятия
(базисные знания).
1. Обмен кальция и фосфора в организме детей.
2. Патофизиологические механизмы основных клинических синдромов при рахите (астено-вегетативный, гипокальциемический, гипофосфатемический).
3. Механизм фармакологического действия лекарственных препаратов, используемых для лечения рахита, спазмофилии.
4. Патофизиологические механизмы судорожного синдрома при спазмофилии.
Литература.
1. Патофизиология. Курс лекций/Под ред. П.Ф.Литвицкого. - М.: Медицина, 1995. - 752с.
2. Гусель В.А., Маркова И.В. Справочник педиатра по клинической фармакологии. - Л.:Медицина, 1989. - 316с.
IV. Рекомендуемая литература по теме занятия:
I. Основная.
1. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. -
М.:Медицина, 1985. - 432c.
2. Усов И.Н., Чичко М.В., Астахова Л.Н. Практические навыки педиатра. - Мн.: Вышэйшая школа, 1989. - 400c.
3. Детские болезни/Под ред. Л.А.Исаевой. - М.:Медицина, 1986. - 626c.
4. Усов И.Н. Здоровый ребенок. - Мн.:Беларусь, 1994. - 446c.
5. Конспекты лекций.
II. Дополнительная.
1. Педиатрия (руководство): Общие вопросы: развитие, питание,
уход за ребенком/ Под ред. Р.Е.Бермана, В.К.Вогана.- М.: Медицина,
1991. - 426c.
2. Игнатов С.И. Руководство по клиническому исследованию ребенка. - М.:Медицина, 1978. - 456c.
V. Вопросы для самоподготовки.
а) по базисным знаниям:
1. Роль витамина Д в обмене кальция и фосфора у детей.
2. Укажите основные пути поступления витамина Д в организм ребенка.
3. Возможные причины гипокальциемии.
4. Выписать препараты витамина Д.
б) по данной теме:
1. Анатомо-физиологическая особенности костно-мышечной системы.
2. Современные представления об обмене кальция и фосфора, о метаболизме и действии витамина Д.
3. Факторы, способствующие развитию рахита. Патогенез рахита.
4. Классификация рахита. Клинико-биохимические проявления в зависимости от степени тяжести и течения процесса.
5. Современные принципы лечения и профилактика рахита.
6. Рахитоподобные заболевания: этиопатогенез, клиника, диагностика.
7. Гипервитаминоз Д: причины, клинические симптомы, диагностика, лечение
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.