МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ПЕДИАТРИИ
Утверждено на заседании кафедры протокол N ___ от "___"________ 2001г. Зав.кафедрой:доцент Козловский А.А.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
к практическому занятию по теме:
"ПОСЛЕДСТВИЯ АСФИКСИИ, ВНУТРИЧЕРЕПНОЙ ТРАВМЫ
И ДРУГИХ ПОВРЕЖДЕНИЙ ЦНС. ЖЕЛТУХИ НОВОРОЖДЕННЫХ, ГЕМОЛИТИЧЕСКАЯ, ГЕМОРРАГИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ НОВОРОЖДЕННЫХ".
(Для студентов 4 курса лечебно-профилактического факультета)
Автор: доцент Кривицкая Л.В.
г.Гомель, 2001г.
Данная методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов.
В ней представлены: I. Актуальность темы. II. Цель занятия (умение и знание). III. Базисные разделы. IV. Рекомендуемая литература. V. Вопросы для самоподготовки. VI. Структура темы:"Последствия асфиксии, внутричерепной травмы и других повреждений ЦНС. Желтухи новорожденных, гемолитическая, геморрагическая болезнь новорожденных". VII. Самостоятельная работа студентов. VIII. Клинические задачиитестовый контроль.
План проведения практического занятия.
--------------------------------------------------------------------
N п/п| Наименование этапов занятия | Время
--------------------------------------------------------------------
1. Обоснование актуальности изучаемой темы. 5 минут
2. Тестовый контроль. 10 минут
3. Контроль исходных знаний. 30 минут
4. Курация больных и самостоятельная работа студентов.60 минут
5. Клинический разбор больных по теме занятия. 90 минут
6. Контроль конечных знаний. 30 минут
I. Актуальность темы.
Среди заболеваний как доношенных так и недоношенных новорожденных в настоящее время преобладают: асфиксия, внутричерепная родовая травма, гемолитическая болезнь, желтуха и другие. При всех этих заболеваниях могут быть критические состояния, требующие неотложной помощи. Поэтому интенсивная терапия и реанимация новорожденных становятся важным разделом неонатологии. Имеет значение своевременная диагностика первых проявлений и ведущих признаков заболеваний, позволяющих объективно оценить состояние больного ребенка, а также организовать неотложные мероприятия при них. Студенты должны быть знакомы с правилами оказания медицинской помощи новорожденным в чрезвычайных ситуациях, а также обладать сведениями о лекарственных и технических средствах, применяемых в реанимации и интенсивной терапии новорожденных.
II. Цель занятия
Научить студентов основным принципам диагностики и лечения при родовой травме, желтухе, гемолитической и геморрагической болезни новорожденных, овладеть принципами оказания неотложной помощи при асфиксии, тяжелых формах ГБН, геморрагическом синдроме.
Студенты должны знать:
- факторы риска и патогенез гипоксии плода;
- осложнения, возникающие у новорожденного вследствие перинатальной гипоксии;
- основные принципы реанимационных мероприятий при терминальных сос-
тояниях новорожденных;
- факторы риска возникновения родовой травмы у новорожденных;
- особенности клиники родовой травмы в зависимости от локализации повреждения;
- впоследствия перенесенной асфиксии и родовой травмы;
- нормальные показатели билирубина у новорожденных;
- обмен билирубина в организме;
- классификацию неонатальных желтух;
- причины развития гемолитической болезни новорожденных, осложнения;
- показания к заменному переливанию крови при гемолитической болезни новорожденных;
- причины и клинические проявления геморрагической болезни новорожденных.
Студенты должны уметь:
- оценить состояние новорожденного по шкале Апгар;
- выявить основные критерии, характеризующие степень тяжести асфиксии;
- оказать неотложную помощь при тяжелой форме асфиксии новорожденного;
- провести дифференциальную диагностику между физиологической и и патологической формами желтух;
- составить план обследования при подозрении на гемолитическую болезнь новорожденного;
- осуществить лечебные и профилактические мероприятия при геморагической болезни новорожденного;
- определить группу крови у новорожденного.
III. Разделы, изученные ранее и необходимые для данного занятия
(базисные знания).
1. Физиология крови.
2. Определение групп крови, совместимость по АВО-системе и Rh-резус фактору.
3. Показатели коагулограммы в норме.
4. Физиология нервной системы.
5. Физиология дыхания.
6. Патогенез и последствия гипоксии.
Литература.
1. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. -
М.:Медицина, 1985. - 432с.
2. Усов И.Н., Чичко М.В., Астахова Л.Н. Практические навыки педиатра. - Мн.: Вышэйшая школа, 1989. - 400с.
3. Патофизиология. Курс лекций/Под ред. П.Ф.Литвицкого. - М.:Ме- дицина, 1995. - 752с.
4. Гусель В.А., Маркова И.В. Справочник педиатра по клинической фармакологии. - Л.:Медицина, 1989. - 316с.
IV. Рекомендуемая литература по теме занятия.
I. Основная:
1. Шабалов Н.П. Неонатология. - Санкт-Петербург: Специальная литература, 1998. - Т.1. - 492с.
2. Сушко Е.П., Новикова В.И. и др. Неонатология. - Мн.:Вышэйшая школа, 1998. - 346с.
3. Усов И.Н. Здоровый ребенок. - Мн.:Беларусь, 1994. - 446с.
II. Дополнительная.
1. Ферсмольд Х. Основные положения неонатологии. Берлин, 2000.
- 182с.
2. Неонатология/Под ред. Т.Г.Гомеллы. М.:Медицина, 1998. - 640с.
3. Шишко Г.А. Реанимация и интенсивная терапия новорожденных, родившихся в асфиксии (Учебно-методические рекомендации). - Мн.,
1995.
4. Справочник неонатолога/Под ред. проф. В.А.Таболина, Н.П.Шабалова. - Л.: Медицина, 1984. - 319с.
V. Вопросы для самоподготовки.
а) по базисным знаниям:
1. АФО дыхательной системы у новорожденных, механизм первого вдоха
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.