Исследование костного мозга: Учебно-методическое пособие

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Гомельский государственный медицинский институт

Кафедра лабораторной диагностики и иммунологии

Утверждено на заседании кафедры

Протокол №…. от…. 2001 года

Исследование костного мозга.

Учебно-методическое пособие для студентов

Автор: ассистент Жукова Е.Г.

Гомель, 2001 год


Введение.

С момента рождения у человека развитие первичных полипотентных стволовых клеток и миелопоэз происходят в костном мозге. Первое описание костного мозга было дано Р.Вирховым, который выделил в костном мозге по внешнему виду красный, жировой и желатинообразный костный мозг. В 1868 г. Нейман, а затем в 1889 г. В.П. Образцов показали значение костного мозга, как органа кроветворения. Детальное изучение клеточного состава и структуры костного мозга в норме и при патологии практически началось с внедрением М.И. Аринкиным в 1927 г. в клиническую практику метода стернальной пункции, а затем прижизненного гистологического исследования подвздошной кости с помощью метода трепанобиопсии. И в настоящее время исследование костного мозга является одной из центральных методик, используемых для диагностики и дифференциальной диагностики заболеваний системы крови.

Цель:

§  Получить знания по основным вопросам лабораторного исследования костного мозга.

Задачи:

·  знать методы получения, приготовления и окраски мазков костного мозга;

·  уметь проводить клинический анализ миелограмм, интерпретировать полученные результаты.

Практическиенавыки:

Подсчет миелограммы, оценка полученных результатов.

Основные учебные вопросы:

1.  Пункция костного мозга.

2.  Правила фиксации и окраски миелограмм.

3.  Показатели нормальной миелограммы.

4.  Подсчет миелограмм и оценка полученных результатов.

Вспомогательные материалы по теме:

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ИССЛЕДОВАНИЯ ПУНКТАТА КОСТНОГО МОЗГА

Взятие материала производит врач, выполняющий пункцию губчатой кости. Для подсчета миелокариоцитов (цитоза) и мегакариоцитов материал берут в одноразовую микроветту с ЭДТА Кз, предназначенную для взятия крови из пальца, и немедленно тщательно перемешивают для растворения антикоагулянта. Допускают другие методы взятия материала в зависимости отиспользуемых в лаборатории методов подсчета клеток (например, с 3—5% раствором уксусной кислоты). Мазки на 10 предметных стеклах делает лаборант из другой порции полученного материала непосредственно на месте пункции. Количество мазков обусловлено возможностью повторения окраски или использования их для цитохимических исследований. Дальнейшую работу производят в лаборатории по следующим этапам.

I. Подсчет миелокариоцитов и мегакариоцитов

Количество миелокариоцитов (цитоз) определяют в камере Горяева после разведения пунктата в 20 раз в 3—5% растворе уксусной кислоты или с помощью гематологического анализатора. Мегакариоциты подсчитывают в камере Фукса—Розенталя.

II. Окраска мазков

После высыхания препаратов на воздухе их окрашивают принятым в лаборатории методом.

III. Микроскопия препарата под малым увеличением

Мазки просматривают под малым увеличением микроскопа (х100) с переводом при необходимости на иммерсию. Этим достигаются следующие цели:

—  поиск места для детального изучения клеток и подсчета миелограммы при большом увеличении (тонкая зона мазка с расположением эритроцитов в один слой отдельно друг от друга и большим количеством исследуемых клеток);

—  поиск и ориентировочная оценка количества мегакариоцитов в пунктате;

—  обнаружение метастазов злокачественных опухолей.

IV. Подсчет миелограммы с иммерсионным объективом

Под большим увеличением микроскопа (х1000) с иммерсией производят оценку клеточности (умеренная, скудная, незначительная, гиперклеточность) и дифференцированный подсчет 400—500 ядросодержащих клеток. В результате подсчета миелограммы должны входить следующие виды клеток по росткам кроветворения в процентном выражении, а также костномозговые индексы:

Недифференцируемые бластные клетки

Миелоидныи росток: миелобласты, нейтрофильные промиелоциты, миелоциты, метамиелоциты, палочкоядерные и сегментоядерные нейтрофилы. Сумма всех нейтрофильных элементов. Индекс созревания нейтрофилов (отношение процентного содержания молодых элементов нейтрофильного ряда — промиелоцитов, миелоцитов и метамиелоцитов к процентному содержанию зрелых нейтрофилов — палочкоядерных и сегментоядерных).

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Гематология
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
56 Kb
Скачали:
0