МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ПЕДИАТРИИ
Утверждено на заседании кафедры педиатрии протокол № 13 от «30» августа 2012 Заведующая кафедрой доцент Зарянкина А.И.. |
Т Е М А: «АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. ЗАБОЛЕВАНИЯ ПОЧЕК И МОЧЕВЫВОДЯЩИХ ПУТЕЙ»
Учебно-методическая разработка
для студентов 5 курса медико-диагностического факультета
Автор: ассистент Лозовик С.К.
Гомель, 2012
Данная методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. В ней представлены: I. Актуальность темы. II. Цель занятия (умение и знание). III. Базисные разделы. IV. Рекомендуемая литература. V. Вопросы для самоподготовки. VI. Графическая структура темы занятия. VII. Схема обследования больного. VIII. Самостоятельная работа студентов. IX. Клинические задачи и тестовый контроль.
I. Актуальность темы.
Пиелонефрит является неспецифическим микробно-воспалительным заболеванием с преимущественной локализацией патологического процесса в тубуло-интерстициальной части почек.
По заключению ВОЗ, пиелонефрит по распространенности занимает второе место после острых респираторных заболеваний.
Среди детей с почечной патологией больные с пиелонефритами составляют более 60%. В раннем возрасте частота инфекций мочевыводящих путей у детей обоего пола примерно одинакова. С возрастом пиелонефрит встречается у девочек в 6-10 раз чаще, чем у мальчиков, что обусловлено особенностями мочевых путей девочек.
Гломерулонефрит - это гетерогенная группа заболеваний, для которых характерно наличие иммунологических и клинико-морфологических признаков воспаления, связанного прежде всего с поражением клубочков.
В большинстве случаев гломерулонефрит рассматривается как самостоятельная нозологическая форма заболевания почек. Однако нередко он является следствием поражения почек при системных заболеваниях соединительной ткани. Гломерулонефриты у детей составляют 32,1% от всех заболеваний почек. Нефротическая форма хронического гломерулонефрита наблюдается в 47%, гематурическая - 27%, смешанная - 24%.
Гломерулонефриты наиболее частая причина развития ХПН. Больные с гломерулонефритом составляют основной контингент отделений гемодинализа и трансплантации почек.
Все вышеизложенное диктует необходимость каждому врачу знать данное заболевание.
II. Цель занятия
Научить студентов правильно интерпретировать клинические симптомы и данные лабораторных исследований; на основании полученных данных поставить клинический диагноз.
Студенты должны знать:
· анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы у детей;
· современную классификацию пиелонефритов у детей;
· клинические варианты течения острого пиелонефрита у детей раннего возраста;
· диагностические критерии поражения мочевыделительной системы (ультразвуковое исследование, рентгенологическое исследование, ренорадиография и др. методы);
· необходимый объем лабораторных исследований (клинических, биохимических, иммунологических, бактериологических) при поражении почек у детей;
· принципы лечения детей с заболеваниями почек.
Студенты должны уметь:
· методом тщательного сбора анамнеза, отбора сведений из истории развития устанавливать коррелятивную связь выявленных изменений с возникновением заболеваний почек;
· объективно оценивать состояние мочевыделительной системы и выявлять основные симптомы поражения почек;
· построить алгоритм диагностики заболеваний почек у детей;
· составить план обследования больного с заболеванием почек.
· интерпретировать полученные результаты обследования;
· дифференцировать различные проявления заболеваний почек у детей.
III. Разделы, изученные ранее и необходимые
для данного занятия (базисные знания).
1. Анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы у детей.
2. Факторы, способствующие развитию заболеваний мочевыделительных путей воспалительного характера.
3. Морфологические и культуральные свойства кишечной палочки, протея, клебсиеллы, стрептококка.
4. Патоморфологические изменения характерные для заболеваний почек.
5. Патофизиологические механизмы основных патологических синдромов (интоксикационный, мочевой, болевой, отечный, гипертензионный).
Литература:
1. Тимаков В.Д., Левашов В.С., Борисов Л.Б. - Микробиология, М., 1983.
2. Патофизиология. Курс лекций / Под ред. П.Ф. Литвицкий. - М., 1995. - 752с
3. Струков А.И., Серов В.В. Патологическая анатомия. - М., Медицина, 1986г. - 625с.
4. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. - М., Медицина, 1985г. - 432г.
5. Усов И.Н. Здоровый ребенок. - Мн., 1994. - 446с.
IV. Рекомендуемая литература по теме занятия
1. Основная:
1.1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2т. / Н.П. Шабалов [и др.]; –
СПб.: Питер, 2007. – 2т.
1.2. Козловский, А.А. Педиатрия: учебное пособие / А.А. Козловский. – Мн.: Тесей, 2010. – 200с.
2. Дополнительная:
2.1. Детские болезни: учебник / под ред. А.А. Баранова. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Гэотар-Медиа, 2009. – 1008с.
2.2. Диагностика детских болезней: Справочник / Под ред М.В. Чичко. – Минск: Беларусь, 2002. – 576с.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.