Организации внеклассной работы по физике, страница 9

Приведенное выше деление заданий на репродуктивные, поисковые, логически-поисковые, творческие является условным и для практики применения к учащемся грубым, то есть не точным. Для того чтобы на самом деле «приспособить» задание к особенностям каждого конкретного ученика, нужно конструировать их промежуточной степени сложности, то есть такие, в которых будет присутствовать элементарные репродуктивные, поисковые, логически-поисковые и творческие действия (единичные операции или шаги) в разных комбинациях и числовых сочетаниях. В этом случае задание монтируется из них, как из составляющих элементов.

Приведенные рекомендации убеждают: прежде чем дать ученику задание, педагог для себя четко определяет две вещи: объект, который в итоге должен получиться, и индивидуальные способности и возможности ученика,  которому предназначается задание.

В соответствие с этими возможностями и применительно к ним он выбирает характер задания, формулу для его конструирования и степень подробности указаний к работе. Каждое задание строит с учетом  данных факторов, и в этом – один из важнейших залога успеха и удачи внеклассных мероприятий.

В практике преподавания могут возникнуть такие ситуации:

а) педагог не успел узнать учащихся, а внеклассные занятия нужно развертывать; 

б) ученик хорошо справляется с практическими заданиями, а как будет с теоретическими вопросами – еще неизвестно, или наоборот: получается теоретические поручения, а насчет выполнения практических дел, картина не ясна до конца.

в) одно и то же физическое задание (по конечному результату) желательно использовать в работе с учениками разной степени подготовленности, но так, чтобы они у одних учащихся не «отбивали охоту» к деятельности своей чрезмерной сложностью, а для других в тоже время не были бы слишком легкими, благодаря указаниям с их  ненужной  «подсказкой».

Я уже говорила о том, что, организуя внеклассную деятельность, педагог должен опираться на склонности учащихся, но вместе с тем ему надо обогащать арсенал их умений и навыков. Поэтому после того, как выяснены интересы подростков, он предлагает каждому:

На первых порах задания, полностью отвечающие этим интересам. (Например, ученику, имеющему склонность к «работе руками», дает такое задание: по описанию в методическом пособии собрать установку и провести на ней опыт, выполняя действия в рекомендуемой последовательности);

Во второй раз аналогическое задание усложняется: в него добавляют одно «умственное» репродуктивное действие, требующее «работы ума»: по описанию в книге подготовить рассказ об устройстве установки;

В третий раз подобно практическое задание может быть дополнено еще одним «умственным» репродуктивным действием: прочитать материал в пособии и сделать сообщение, объясняющий эксперимент;

В четвертый раз в практическое задание уже полезно включить одну поисковую или творческую операцию.

 Конечно, в зависимости от индивидуальных способностей личности учащегося темп включения дополнительных (новых) операций в задание можно увеличить или уменьшить; например, уже во второе задание ввести две «умственные» операции, для выполнения которых нужна «работа головой», или заданий, состоящих только из практических действий.

Есть еще одно средство совершенствования навыков и умений каждого учащегося и расширения их области: оно связано с изменением вида деятельности и в своей основе опирается на выводы педагогов и психологов в том, что смена характера работы порождает чувство новизны, а то в свою очередь – интерес к проблеме, и создает необходимую для развития степень трудности дела.

Я считаю, что почти все внеклассные мероприятия по физике (от заседания немногочисленного кружка до, массового праздничного, вечера со сложной программой) нужно строить на основе выполнения учащимися, различных индивидуальных, заданий. Эти задания – главные составляющие внеурочных физических мероприятий, их базовые элементы, и это никогда не стоит забывать преподавателю.