Организации внеклассной работы по физике, страница 8

Если принять во внимание всю совокупность этих высказанных ранее выводов педагогов, дидактов и психологов, то станет ясно, что конструирование заданий следует вести с учетом схематической модели развития познавательного интереса:

                    проблема

          самостоятельная деятельность    

                   инструктаж

                      успех

                     интерес

Задания целесообразно давать в письменном виде, что обеспечит их четкость;

задание должно содержать следующие элементы: деловую задачу или проблему; сведения об источниках знаний, например, список литературы, иллюстраций; краткие указания к выполнению работы. (Необходимость этих элементов, кстати говоря, вытекает и из структурных компонентов проблемного обучения.)

Формулируя задачу, обеспечивают выполнение следующих требований:

задание основывается на знаниях и умениях, которыми владеет учащийся. Это требование вытекает из теории информации: если новое сообщение не имеет ничего общего с основой, заложенной в память и никак с ней не пересекается, то восприятие новой информации будет равно нулю;

задание соответствует возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям ученика;

в ходе его выполнения учащемуся нужно непременно открыть «для себя» новые знания (факты) или умения.

Указания к заданиям составляют преимущественно особым образом: так, чтобы они не предписывали полностью действий, то есть не были регламентом, а лишь направляли деятельность в нужную сторону, помогая определить последовательность операций, притом рациональную. В этом случае они будут служить ориентирами для действий, оставляя простор творчеству и смекалке, обеспечат четкость выполнения работы, послужат хорошей школой научной организации труда, облегчат управлением учеником и процесс контроля.

По сложности и степени самостоятельности учащихся в ходе выполнения заданий их можно разделить на репродуктивные (самые простые), поисковые и логически-поисковые (средний уровень) и творческие (высший уровень трудности).

Репродуктивные – это задания на воспроизведение; они такого типа: подготовить пересказ текста статьи; перерисовать на лист большого формата схему физического прибора, чтобы получилось наглядное пособие; переснять фотографии физико-технических  устройств (например, для нанесения упрочняющих покрытий); собрать схему или установку для опыта по предложенному описанию и так далее.

Поисковые задания связаны с поиском; они таковы: по библиотечному каталогу найти книги нужной тематики (например, о создании материалов с заданными свойствами); по каталогу статей, например, напечатанных в журнале «Физика в школе», выбрать публикации, относящиеся к определенной проблеме.

К логически-поисковым относятся задания на нахождение (поиск) путем размышлений решений каких то вопросов. Эти задания следующего типа: придумать принцип группировки и расположений материалов для самодельной и иллюстрированой стенгазеты; решить физическую задачу; предложить способ усовершенствования физического прибора (например, для расширения диапазона его измерений); выдвинуть идею создания новой установки, удовлетворяющей определенным требованиям, и другие.

К творческим заданиям относятся: написать аннотацию статьи, паспорт к сделанному физическому прибору, реферат (например, на тему «Электрические явления в жизни человека и животных»); составить каталожные карточки на книги, имеющиеся в физическом кабинете (например, по механике); сделать диафильм, «световую газету» или серию диапозитивов по своему замыслу на предложенную тему и написать сопроводительный текст; создать по научно-популярным материалам сценарий для постановки на физическом вечере (например, о встрече двух друзей и их беседе о новостях техники); придумать проект физической установки; сконструировать прибор; придумать на заданную тему вопросы для физической викторины, провести по собственному плану исследование физического явления и другие.