Целью моей дипломной работы является доказать положительное влияние внеклассных мероприятий на развитие познавательного интереса учащихся к предмету физики.
Добиться своей цели я пыталась посредством решения следующих задач:
- изучение литературы методического содержания, раскрывающей вопросы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении физики;
- анализ внеклассных мероприятий, проводимых в школе;
- проведение собственного внеклассного мероприятия в школе с учащимися седьмых и восьмых классов;
- анкетирование учащихся до и после мероприятия.
1. ГЛАВА
Психолого-педагогические основы организации внеклассной работы по физике.
Динамика формирования познавательного интереса.
Развивая интерес учащихся к физике и процессу учения, важно иметь в виду следующие основные выводы, доказанные педагогической и психологической наукой и практикой:
- интерес развивается активно, если удовлетворяется естественное стремление ученика самому «открывать» новое и вырабатывать собственные суждения;
- интерес возникает и ширится тогда, когда деятельность осуществляется без особого нажима, легко и оказывается результативной. Это положение особо важно учитывать на первом этапе внеурочной работы, потому что нередко первые трудности отпугивают. Когда интерес сформировался, не страшны трудности, поэтому следует так строить деятельность ученика, чтобы поначалу он «имел хотя бы небольшие успехи и пережил радость достижений»[1];
- интерес должен систематически насыщаться «все усложняющейся системой знания, которая в свою очередь начинает определять движение интереса, его глубину и широту»[2]
Остановимся на некоторых вопросах, касающихся психолого-педагической стороны проблемы познавательных интересов.
1. Познавательным интересом называют избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Своеобразие познавательного интереса состоит в тенденции человека, обладающего этим интересом, углубиться в суть познаваемого. Следовательно, познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания – теоретическим и экспериментальным, приближающимся в старших классах к методам науки.
2. Выясним вопрос о том, что лежит в основе познавательного интереса, что служит его объективным источником.
И.П Павлов связывал проявление интереса с безусловным ориентировочным рефлексом «что такое?».Этот рефлекс соответствует ситуативному интересу, который может служить мотивом деятельности. Главное в нем - новизна информации.
Механизм познавательного интереса значительно сложнее, чем просто ответ на внешний раздражитель. Не все новое, что встречается человеку в окружающей жизни, становится предметом его интереса. Познавательная направленность ученика носит избирательный характер. Когда те или иные понятия, предметы или явления представляются ему важными, имеющими жизненную значимость, тогда он с увлечением ими занимается, старается все это глубоко изучить. В противном случае интерес ученика будет носить случайный, поверхностный характер.
3.Проследим более подробно динамику формирования интереса к физике как учебному предмету.
Можно предложить такую схему воспитания учащихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать, от них к прочному знанию и научному поиску.
На первой стадии, удивления и любопытства, у учащихся возникает ситуативный интерес, проявляющийся при демонстрации эффективного опыта, слушании рассказа об интересном случае из истории физики, от необычного применения явления и так далее. Этот интерес гаснет и быстро исчезает при изменении ситуации на уроке. Но учитель не должен пренебречь этой возможностью вызвать ростки интереса к учению.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.