Организации внеклассной работы по физике, страница 2

Урок подразумевает определенный свод правил поведения учащихся, и это лишает детей личностной инициативы. Как правило, на уроке учащиеся следуют тому плану, который им предлагает учитель, а при подготовке к внеклассным мероприятиям работа планируется учителем и учениками совместно. При этом план затрагивает все интересы и пожелания учеников, а так же отвечает требованиям учителя. Так как календарно-тематическое планирование не всегда дает возможность заниматься одной и той же темой дольше положенного, я стала искать пути решения этой проблемы. Было очевидно, что необходимо подключать внеурочные мероприятия. Из всех существующих форм внеклассных мероприятий, я реально использовать в своей практике могла следующие из них:

-  физические викторины

-  КВН

-  конференции

-  физические вечера

Все эти виды мероприятий преследуют разные цели, так, например, КВН и физические викторины, главным образом, направлены на проверку знаний теоретического курса физики. Что касается конференции, то она подразумевает тщательную подготовку учащихся к мероприятию, использование изучения дополнительной литературой. Основной вид деятельности учащихся на конференции- их доклады по разным темам, то есть расширение представлений учащихся о физической картине мира. Я хотела в своем внеклассном мероприятии совместить несколько видов деятельности, то есть объединить проверку теоретических знаний, практических навыков и умений, а так же изучению нового материала. Но «изюминкой» моего мероприятия было то, что в роли учителя выступают ученики старшей параллели.

В своей дипломной работе я выдвигаю гипотезу: переход с позиции «ученика» на позицию «учителя» способствует развитию познавательного интереса. Вследствие моей работы выявился побочный эффект, который определяет, что минимальная разница между знаниями и умениями «учителя» и «ученика» обеспечивает лучший эффект обучения, чем значительная разница (в роли «учителей и учеников» выступают учащиеся седьмых и восьмых классов).

Методика преподавания физики седьмых-восьмых классов должна строиться с учетом возрастных особенностей учащихся. В связи с тем, что у ребят двенадцати-четырнадцати лет способность к абстрактному мышлению развита слабо, почти все изучаемые явления должны раскрываться на эмпирическом уровне: от наблюдения явления в конкретной ситуации к выдвижению гипотез, и к их экспериментальной проверке.

В современной педагогической и психологической литературе высказывается мысль, что главная функция учителя- это не передача знаний, а создание определенного эмоционального отношения к этим знаниям, которое обеспечит их активное восприятие и усвоение. Современная педагогика утверждает, что истоки интереса лежат в общественной жизни, что именно в деятельности человека формируется конкретное содержание его интересов.

Внеклассная работа должна решать три комплекса задач: воспитательные, образовательные и развивающие. Все практические умения, которые с успехом могут быть развиты и закреплены на внеклассных занятиях по физике, могут стать основой в создании базы для дальнейшей практической деятельности человека. Ведь когда он вступит на путь самостоятельности, полученная подготовка к жизни и труду очень понадобится.

Не всякое внеклассное занятие может способствовать развитию познавательного интереса. Для достижения нужной цели необходимо правильно запланировать мероприятие, суметь организовать учащихся. Учителю необходимо помнить, что внеклассное занятие должно быть тесно связано с учебно-воспитательной работой на уроке, но внеклассная работа не должна быть просто продолжением учебной работы. Предлагаемый учащимся для изучения материал должен быть доступен им, соответствовать их возрасту, уровню развития. Содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся. Любое дело, организуемое учителем с детьми, принесет им полное удовлетворение в том случае, если оно опирается на потребности самого ученика, если находит отклик в его переживаниях, чувствах, положительных эмоциях.