Вопрос № 2. Образование и подготовка.
Основная проблема в современном мире – как работать с человеческим ресурсом, какие существует для этого технологии (образование и подготовка).
Вопрос статьи - каковы значимые тенденции изменений в традиционных областях, отвечающих за воспроизводство человека, – прежде всего, в сфере образования и подготовки кадров?
Выделяются три фазы области педагогического производства:
1) катехизическая формация (от греч. katechesis – наставление, познание). Её становление связано, прежде всего, с религиозной педагогикой. Базовым содержанием образования и подготовки являются нормы поведения и действия.
2) эпистемологическая (от греч. epistime – знание, понятие). Базовым содержанием образования в рамках этой формации является объектно-ориентированное знание.
3) инструментальная или технологическая (от греч. techne – искусство, ремесло, мастерство), начинает бурно развиваться в конце XVIII и становится ведущей в XIX столетии. Основным содержанием образования и подготовки становится орудие, инструмент, средство. В том числе такие сложные инструменты и орудия, как способы мышления, методы мышления и действия, подходы, а также техника и другие формы организации средств нашей деятельности и нашего мышления.
Нельзя сказать, что эти фазы сменяют друг друга, скорее они параллельно существуют в рамках пед.практики. Просто центр тяжести в разные моменты истории переносится с одного полюса на другой.
Сегодня мы находимся на этапе инструментальной педагогики. Нас, прежде всего, учат или пытаются учить средствам. Иными словами, знания передаются только в той мере, в которой они обеспечивают инструментальное употребление и по своей функции средств деятельности.
За три последних столетия сами знания стали расслаиваться на три группы:
v знания средства, которые в наибольшей степени тяготеют к инструментальной формации;
v знания об объектах (знания-картины или знания-описания)
v знания, которые можно назвать рамочными – знания-нормы, задающие пространство нашей деятельности и нормативные требования к ней.
Такой раскол привёл к важному следствию для сферы образования – подготовка человека к деятельности стала всё более и более отделяться от образования. Сегодня во многих странах мира как и сто лет назад готовят в одном месте, а образовывают в другом.
Университетский кризис: будучи призванными формировать у человека общую картину мира, они не в состоянии этого делать. Университетские центры превращаются в коллекции вузов: там есть много факультетов, они достаточно самостоятельны, на каждом из них учат какой-то специальности и частному разделу знаний. Университетское целое, как выходящее за рамки этих специализаций, распадается и разваливается.
Бешеными темпами развивается система переподготовки и повышения квалификации кадров. Образованность всё более и более становится делом личного самоопределения конкретного человека.
Стратегии государства и общества по отношению к образованию.
Разрыв между технологиями подготовки к профессиональной деятельности и образованием в широком смысле слова указывает на разрыв в стратегиях различных субъектов этой области.
Государство все более и более превращается в один из институтов гражданского общества, «сбрасывая» с себя функции регулирования процессов социально-экономического развития и предпринимательского общества не может и не должно заниматься проблемами подготовки кадров. Общество в лице его различных институтов все более и более переориентируется на решение вопросов общего образования, а также на обеспечение доступа каждого к ресурсам и возможностям самообразования. Напротив, вопросами подготовки сегодня занимаются фирмы и частные лица, заинтересованные в коммерческом использовании специализированных человеческих качеств. Здесь возникает вопрос о своеобразном социальном контексте.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.