Если в системах профессиональной подготовки человек является страдательным элементом, т.е. его готовят, то в системах образования он активен: выстраивает индивидуальную траекторию движения и связанную с ней траекторию самообразования. В современном мире нет никакого образования вне самообразования. Образование сегодня это более не повторение (воспроизводство) какой-то внеположенной формы. Это, прежде всего, и в основном строительство – обретение внутренней формы самого человека.
Таким образом, базисом современных технологий обучения становится не учебный предмет, не учебная дисциплина, не набор курсов или учебная программа, а индивидуальная образовательная программа, в которой отдельный индивид-личность может поставить в то или иное соотношение разные ситуации и единицы учебного содержания.
Но тут намечается еще одна проблема – проблема свободы. Мобильность и развитие приводят к тому, что люди не равны, прежде всего, в своих возможностях пользоваться свободой.
Свобода перемещения, свобода выбора места работы, свобода получать, передавать и обмениваться информацией параллельно со свободой не работать и не знать всегда оборачивается новым источником несвободы. Точнее, расширение пространства свободы оборачивается совершенно новыми и гораздо более сложными или драматическими зависимостями. Это ключевая проблема развивающегося мира. Пространство свободы резко расширяется, а ресурсов пользоваться свободой у человека нет или их явно недостаточно.
Государство и гражданское общество лишь делают вклады в выравнивание стартовых возможностей пользоваться свободой.
Т.О. две ключевые проблемы: первая – это концентрация ресурсов и создание центров образования – в отличие от подготовки, как актуальных, так и потенциальных. Вторая проблема – сглаживание образовательного неравенства.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.