Выборочные ответы на экзаменационные билеты № 1-22 по дисциплине "Электрификация и электроснабжение железных дорог" (Методы расчета системы электроснабжения по графику движения. Организация монтажных и пусконаладочных работ на тяговых подстанциях), страница 4

Заземляющими называют устройства, служащие для создания надежного пути тока через землю. Главной частью заземляющего устройства является искусственный заземлитель, представляющий собой систему неизолированных проводников, обычно стальных, погруженных в землю. При возможности параллельно искусственному заземлителю присоединяют естественные заземлители – рельсы подъездного пути (только на подстанциях переменного тока), металлические оболочки силовых кабелей, водопроводные и другие металлические коммуникации, находящиеся на территории ТП. 

Присоединение частей электрического оборудования, находящегося на территории ТП, к заземлителю называется заземлением. Если заземление выполняется с целью обеспечения безопасности людей при проведении ими работ, то его называют защитным. Защитному заземлению подлежат все металлические наружные части и каркасы электротехнического оборудования, расположенного на территории ТП, которое нормально не находится под напряжением, но может попасть под него в случае повреждения токоведущих частей и аппаратов.

Если заземление выполнено с целью обеспечения экономически целесообразных условий эксплуатации оборудования ТП и питающей ее энергосистемы, то его называют рабочим заземлением. Примером рабочего заземления является преднамеренное соединение с землей нейтралей трансформаторов или генераторов. Это позволяет снизить уровень коммутационных перенапряжений в питающей сети и повысить эффективность защиты от атмосферных перенапряжений вентильными разрядниками, снизить уровень изоляции силовых трансформаторов, чем удешивить их. Рабочим заземлением является также присоединение к заземлителю разрядников и молниеотводов. Их выделяют в особый класс грозозащитных заземлений.

Заземляющие устройства ТП переменного тока выполняют роль одновременно защитных, рабочих и грозозащитных. В качестве заземлителей используют: искусственный заземлитель – контур заземления подстанции, охватывающий практически всю территорию ТП, рельсы подъездных путей, рельсы главных путей станци и перегона, проходящие вблизи ТП, другие естественные заземлители.

На ТП постоянного тока в качестве заземлителей используют: искусственный заземлитель – контур заземления подстанции, охватывающий практически всю территорию ТП, естественные заземлители. Заземляющее устройство ТП постоянного тока в нормальных условиях эксплуатации не используется в качестве рабочего для цепи тягового тока, т.е. шина «минус» подстанции нормально не подключена к заземляющему контуру, т.к. при таком соединении иногда создавалась бы цепь – рельс, рельсовый фидер, фидер, КЗП, земля. Ток, стекающий по КЗП в землю, вызывал бы интенсивное корродирование КЗП. Однако все же предусматривается возможность аварийного соединения шины «минус» с КЗП, оно осуществляется в момент К.З. в цепях 3,3 кВ выпрямленного тока на землю. Все подлежащие заземлению части оборудования постоянного тока, расположенные в здании подстанции или на открытой части, заземляют на специально выполненные внутренние контуры заземления оборудования постоянного тока (КЗОПТ), которые соединяют с КЗП через обмотки токовых реле земляной защиты. земляная защита работает только в момент к.з. в цепях +3,3 кВ и обеспечивает быстрое отключение поврежденного оборудования постоянного тока.

Б-4

1.  Классификация контактных подвесок по способу подвешивания контактного провода к несущему тросу в опорном узле и его влияние на качество токосъема.

2.  Метод имитационного моделирования нагрузок системы электроснабжения.

3.  Назначение и классификация тяговых подстанций и их структурные схемы. Аппаратура тяговых подстанций и ее значение.

ОТВЕТ

1. Классификация контактной подвески по способу подвешивания контактного провода к несущему тросу в опорном узле и его влияние на качество токосъема.

Цепные контактные подвески, в которых контактный провод (или провода) подвешивают непосредственно к несущему тросу, называют одинарными. Двойными называют такие цепные подвески, в которых крепление контактного провода к несущему тросу производится через вспомогательный трос.