Испытание тяговых двигателей, страница 9

          Надежность работы тяговых двигателей в значительной степени определяется состоянием их коммутации. Проверку коммутации при приемо-сдаточных испытаниях машин пульсирующего тока проводят на пульсирующем токе. Коммутация тяговых двигателей мощностью до 850 кВт проверяют при номинальном напряжении, двойном часовом токе возбуждения, соответствующем часовой мощности, а также при наибольших допустимых в эксплуатации напряжения и частоте вращения при наименьшем токе возбуждения (соответствующем предельно допустимому коэффициенту регулирования возбуждения). Каждый из указанных режимов выдерживают в течение 30 с. в каждом направление вращения.

Коммутация удовлетворяет требованиям, если при этих испытаний не возникло кругового огня, остаточных деформаций или механических повреждений коллектора и щеткодержателей и о непригодно для дальнейшей работы без очистки и исправления. При работе машин в установившихся режимах в пределах рабочих характеристик искрение под щетками не должно превышать класса 11/2 согласно ГОСТ 2582-81. (слабое точечное искрение под большей частью щетки).[1] 

По уровню искрения щеток можно судить о качестве исполнения магнитной системы, состоянии коллекторно-щеточного узла и работоспособности машины в целом. Поэтому оценка коммутации тяговых двигателей во время испытаний после ремонта является весьма актуальной задачей. В работах по данному вопросу предлагаются различные методы и приборы для определения степени искрения щеток. Рассматриваются такие способы, как фотоэлектрический, оценки по уровню радиопомех, применения щетки датчика, измерения ионизации воздуха около щеточного пространства.

Всем этим способам присущи недостатки, связанные со сложностью установки датчиков и неудобством использования. Кроме того, таким способом можно контролировать степень искрения только той щетки, на которую ориентирован датчик. Но так как по определенным причинам щетки в разных щеткодержателях искрят неодинаково, судить о коммутации двигателя в целом по искрению щеток одного щеткодержателя не представляется возможным.

На примере тягового двигателя НБ-418К было установлено, что показания индикатора степени искрения зависит от числа искрящих щеток.

Таким образом, для полного контроля состояния коммутации необходимо устройство, которое бы суммировало интенсивность искрения всех щеток. Следовательно, требуется установка датчиков по числу щеткодержателей, а иногда по числу щеток машины. По указанным причинам эти способы не нашли практического применения. Отсутствие надежных и простых приборов привело к тому, что основным критерием определения степени искрения щеток является визуальное наблюдение таблица 3.3.3.

Несовершенство способа визуальной оценки коммутации состоит в различии восприятия одной и той же интенсивности искрения разными наблюдателями. Кроме того, при визуальной оценке контролируют только сбегающие края щеток, доступные наблюдателю. Обычно это щетки одного щеткодержателя со стороны верхнего коллекторного люка. Визуальный способ не дает объективной оценки коммутации, тем самым исключается возможность отбраковывать двигатели после их ремонта. Все это приводит к тому, что в эксплуатацию попадают двигатели с неудовлетворительной коммутацией.[2]                       

          Таблица 3.3.3  Классификация степени искрения щеток