Доклад
Здравствуйте, уважаемые члены Государственной комиссии. Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Тема моей дипломной работы звучит следующим образом: Исследование оснований выбора профиля девятиклассников.
Научный руководитель: Ходос Е.А., Бутенко А.В.
В настоящее время очень актуальна тема профильного обучения в связи с принятой Концепцией профильного обучения на старшей ступени. По ней вводится обязательное профильное обучение. Соответственно, выбор дальнейшего направления своего обучения происходит после 9-го класса.
Задача данного решения озвучена в Концепции как создание «системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда … отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» (Концепция профильного обучения, 20).
Таким образом, конечным результатом процесса дифференциации обучения можно определить более эффективную подготовку к поступлению в то или иное профессиональное заведение. Подросткам предлагают уже после 9 класса совершить «пробу» своей возможно будущей деятельности. Готов ли девятиклассник осуществить осознанный выбор пути своего дальнейшего обучения? Какие особенности присущи данному возрасту? И как особенности развития данного возраста влияют на основания, по которым происходит выбор профиля?
Таким образом, я выделила следующие тезисы моего исследования:
объект исследования – выбор профиля девятиклассников;
предмет исследования – основания выбора профиля девятиклассников;
цели исследования – определить основания выбора профиля и установить связь между выбором профиля обучения и картиной будущего девятиклассника;
гипотеза – на осознанность выбора девятиклассников влияет длительность выстраиваемой человеком перспективы;
задачи исследования:
- анализ документов по организации профильного обучения;
- определение критериев осознанного выбора;
- анализ возрастных особенностей девятиклассников (самоопределения, восприятия будущего);
- разработка анкеты на основании выделенной модели осознанного выбора;
- исследование картины будущего девятиклассников.
методы: анализ литературы; анкетирование; методика «Пятилетие жизни» (Кроник А.А.), сравнительный анализ.
В проанализированных работах не рассматривается такой аспект восприятия подростком своего будущего как протяженность линии планирования. Где заканчиваются конкретные жизненные планы и начинаются «присущие подростковому возрасту мечты» (Божович, 4)? Как особенность жизненных планов влияет на процедуру выбора профиля? Поэтому мое практическое исследование включает себя учет данного аспекта темы восприятия будущего в возрасте 14-15 лет.
Результаты исследования можно использовать для проведения профориентационной работы в школе. Осознание школьником мотивов своего выбора позволит избежать разногласий с самим с собой при осознании в дальнейшем несоответствия выбора профиля и профессиональных устремлений, соответственно, даст возможность скорректировать школьнику образовательную программу в рамках уже выбранного профиля или же по средством его смены.
В своей работе я опиралась на теоретические исследования Леонтьева и Пилипко, Когана, Василюка по проблематике выбора. А также Божович по возрастным особенностям переходного возраста (от подростничества к юношеству), к которому относится возраст 9-го класса. Возрастные особенности рассматривались в аспекте построения жизненной перспективы и, а также ведущих типов деятельности. Кроме того, использовались работы Гинзбурга М.Г. (особенности самоопределения), Кроника А.А. и Головахи Е.Г. (построение жизненной перспективы).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.