Теоретическая модель сознательного выбора легла в основу анкеты. По выделенным нами критериям были сформулированы вопросы анкеты.
Критерии:
- аргументированность (четко сформулированные критерии, соответствующие собственным ценностям и целям);
- наличие цели и вариантов средств достижения (альтернативы – разные «жизненные отношения»), их соответствие результату выбора;
- принятие решения на основании собственных ценностей, готовность нести ответственность за принятое решение.
Жизненная перспектива
Модель построения жизненной перспективы Головахи использовалась для анализа методики «Пятилетия жизни».
Ценностные ориентации, жизненные цели и жизненные планы – компоненты жизненной перспективы личности.
Основания
Ведущий тип деятельности:
Подросток – общение – класс
Юношество – учебно-профессиональная - профиль
Таким образом, можно выделить следующие типы выбора, которые могут осуществляться у девятиклассника.
длительность перспективы |
ведущая деятельность |
|
отношения |
учебно-профессиональная |
|
длительность |
длительность - отношения |
длительный профессиональный |
краткосрочность |
краткосрочность - отношения |
краткосрочный профессиональный |
С выше перечисленных теоретических позиций и анализировался полученный в исследовании материал.
Практика
Исследование проводилось в одной из школ г. Красноярска. Было опрошено пять IX классов из шести в параллели. Всего в школе 130 девятиклассников, из них в исследовании участвовало 92 школьника.
Построение процедуры выбора в школе соответствует модели смыслового выбора по Леонтьеву[21]. Школой предлагаются альтернативы выбора в виде профильных направлений: физико-математический, биолого-химический, математико-экономический, инженерно-технический, гуманитарный и лингвистический. Девятиклассники должны сами выделить критерии своего выбора и осуществить его. Кроме того, в школе проводиться тестирование на способности к той или иной профессиональной области в качестве профориентационной работы с целью помощи ученикам в их выборе. Определившись с предпочитаемым профильным направлением, девятиклассники сдают экзамены по выбору соответствующие профилю. По результатам сдачи экзаменов, а также рекомендациям школьного психолога и классного руководителя, формируются классы.
Замысел работы определил следующий набор процедур:
1. Опрос. Анкета была составлена по выделенным критериям сознательного выбора. В анкете 12 вопросов, направленных на определение критериев выбора профильного обучения, наличия цели и средств ее достижения, а также соответствие целей, средств и результата выбора. Позволяет определить сознательность выбора в рамках выбора направления профильного обучения.
2. Методика «Пятилетия жизни». Разработана Кроником А.А. Данная методика позволяет получить информацию о сформированности жизненной перспективы, о ее содержательном аспекте и длительности выстраиваемой человеком перспективы.
3. Интервью. Полуструктурированного типа. Направлено на выявление оснований выбора, тип ведущей деятельности
Анализ и интерпретация полученных данных
Возраст 14-15 лет, переходный период, является возрастом самоопределения, точнее его становления. Это в свою очередь говорит о том, что у девятиклассника могут быть несформированны ценностные ориентации, жизненные цели, соответственно планы, которые определяют конкретизацию образа будущего. Следовательно, возможна как четко простроенная жизненная перспектива, так и отношение к будущему с позиции настоящего, характерное для подросткового возраста, когда, представляя будущее, наполняют его потребностями настоящего. Что также определяет несвязанность выбора непосредственно с профилем, а оставляет возможность других мотивов выбора. Например, класса, статуса профиля и другие. Также нужно учитывать, что ведущая деятельность подросткового возраста – общение со сверстниками, а младшего юношеского (или старшего подросткового) – учебно-профессиональная деятельность. Все это определяет основания, исходя из которых, школьник осуществляет свой выбор.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.