Исследование оснований выбора профиля девятиклассников, страница 2

Теоретическая модель сознательного выбора легла в основу анкеты. По выделенным нами критериям были сформулированы вопросы анкеты.

Критерии:

- аргументированность (четко сформулированные критерии, соответствующие собственным ценностям и целям);

- наличие цели и вариантов средств достижения (альтернативы – разные «жизненные отношения»), их соответствие результату выбора;

- принятие решения на основании собственных ценностей, готовность нести ответственность за принятое решение.

Жизненная перспектива

Модель построения жизненной перспективы Головахи использовалась для анализа методики «Пятилетия жизни».

Ценностные ориентации, жизненные цели и жизненные планы – компоненты жизненной перспективы личности.

Основания

Ведущий тип деятельности:

Подросток – общение – класс

Юношество – учебно-профессиональная - профиль

Таким образом, можно выделить следующие типы выбора, которые могут осуществляться у девятиклассника.

длительность перспективы

ведущая деятельность

отношения

учебно-профессиональная

длительность

длительность - отношения

длительный профессиональный

краткосрочность

краткосрочность - отношения

краткосрочный профессиональный

С выше перечисленных теоретических позиций и анализировался полученный в исследовании материал.

Практика

Исследование проводилось в одной из школ г. Красноярска. Было опрошено пять IX классов из шести в параллели. Всего в школе 130 девятиклассников, из них в исследовании участвовало 92 школьника.

Построение процедуры выбора в школе соответствует модели смыслового выбора по Леонтьеву[21]. Школой предлагаются альтернативы выбора в виде профильных направлений: физико-математический, биолого-химический, математико-экономический, инженерно-технический, гуманитарный и лингвистический. Девятиклассники должны сами выделить критерии своего выбора и осуществить его. Кроме того, в школе проводиться тестирование на способности к той или иной профессиональной области  в качестве профориентационной работы с целью помощи ученикам в их выборе. Определившись с предпочитаемым профильным направлением, девятиклассники сдают экзамены по выбору соответствующие профилю. По результатам сдачи экзаменов, а также рекомендациям школьного психолога и классного руководителя, формируются классы.

Замысел работы определил следующий набор процедур:

1.  Опрос. Анкета была составлена по выделенным критериям сознательного выбора. В анкете 12 вопросов, направленных на определение критериев выбора профильного обучения, наличия цели и средств ее достижения, а также соответствие целей, средств и результата выбора. Позволяет определить сознательность выбора в рамках выбора направления профильного обучения.

2.  Методика «Пятилетия жизни». Разработана Кроником А.А. Данная методика позволяет получить информацию о сформированности жизненной перспективы, о ее содержательном аспекте и длительности выстраиваемой человеком перспективы.

3.  Интервью. Полуструктурированного типа. Направлено на выявление оснований выбора, тип ведущей деятельности

 Анализ и интерпретация полученных данных

Возраст 14-15 лет, переходный период, является возрастом самоопределения, точнее его становления. Это в свою очередь говорит о том, что у девятиклассника могут быть несформированны ценностные ориентации, жизненные цели, соответственно планы, которые определяют конкретизацию образа будущего. Следовательно, возможна как четко простроенная жизненная перспектива, так и отношение к будущему с позиции настоящего, характерное для подросткового возраста, когда, представляя будущее, наполняют его потребностями настоящего. Что также определяет несвязанность выбора непосредственно с профилем, а оставляет возможность других мотивов выбора. Например, класса, статуса профиля и другие. Также нужно учитывать, что ведущая деятельность подросткового возраста – общение со сверстниками, а младшего юношеского (или старшего подросткового) – учебно-профессиональная деятельность. Все это определяет основания, исходя из которых, школьник осуществляет свой выбор.