Таким образом, я выделила, следующие параметры, по которым будет осуществляться анализ материала исследования:
- длительность выстраиваемой перспективы, постановки жизненных планов (длительность - краткосрочность), по материалам «Пятилетия жизни»;
- ведущая деятельность (общение, приоритетность отношений – учебно-профессиональная), данные интервью;
- основания (выбор класса - профиля), данные интервью;
- осознанность выбора, материалы анкетирования.
Выбор класса характеризуется такими причинами, как наличие в будущем классе друзей, любимых учителей, а также причинами, касающимися учебной деятельности, но не профильного направления, например, в классе будет лучшее обучение всем предметам.
На основание двух факторов (длительность перспективы и ведущая деятельность) у нас формируется матрица, по которой можно выделить 4 типа выбора, возможных в данном возрасте.
длительность перспективы |
ведущая деятельность |
|
личностное общение |
учебно-профессиональная |
|
длительность |
длительность – общение |
длительный профессиональный |
краткосрочность |
краткосрочность - общение |
краткосрочный профессиональный |
Наиболее яркие примеры типа выбора на основе приоритета личностного общения отличаются следующими формулировками: «Ксюша предложила, я согласилась», «просто там много друзей», «во многом повлияли друзья». Для этого типа характерна ориентация на семейные ценности.
Тип краткосрочный профессиональный отличается отсутствием четких представлений о цели своего выбора и требований, предъявляемых к тому или иному профилю, а также несформированной приоритетностью интересов. Например, «самое большая трудность выбора – сомнение между гуманитарным классом и лингвистическим», «хочу стать инженером,… может стоило идти не в физ-мат, а по инженерно-техническому профилю». Возможно, здесь актуализируется сомнение в желании связать надолго свою жизнь с тем или иным профильным направлением. Можно сказать, что респонденты выбирали и направление профильного обучения, и свою возможную профессию в рамках выбранного профиля.
Для длительного профессионального типа характерна четкость выбранной профессии и связывание своей будущей жизни именно с ней. «Хочу стать врачом», «поступаю в медицинский», «работа по специальности, карьера», «открывание частной клиники», «работаю сначала в фирме родителей, далее открою свое дело…расширение, новые фирмы» и т.д.
Анализ методики «Пятилетия жизни» по параметру длительности выстраиваемой перспективы показал, что примерно две трети опрошенных девятиклассников (около 60%) имеет планы не выходящие за рамки поступления в вуз и его окончания, т.е. примерно до 25 лет. Остальные 40% планируют свою жизнь дальше 25 лет и ориентируются при этом как на профессиональный рост и достижения, так и построение семейной жизни.
По результатам интервью мы выделили приоритет учебно-профессиональной деятельности, доля которой составила 86%. Количество выборов на основе главенства общения оказалось несущественным, в общем 14% опрошенных. Возможно, это связано с организацией процедуры выбора в школе, ориентирующей на осуществление выбора с позиции своих предметных интересов и способностей.
Кроме того, данные интервью показали, что можно выделить два основания выбора направления своего дальнейшего обучения: «класс», когда человек говорит о том, что он выбирает тот или иной профиль из-за друзей или по причине более интенсивного образования в этом классе, а также «профиль» - характеризуется направленностью на свои способности к выбранному направлению обучения, интересы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.