Исследование взаимосвязи сплоченности коллектива и отношения сотрудников к инновациям

Страницы работы

Содержание работы

Уважаемая комиссия и другие слушатели, представляем

Вашему вниманию диплом на тему: Исследование  взаимосвязи  сплоченности коллектива и отношения сотрудников  к инновациям.

В последние годы в российском образовании происходят бурные перемены. Нововведения в образовании предполагают изменения в структуре, содержании и организации  традиционного образовательного процесса. Новая система образования ориентирована теперь не только на обеспечение школьников необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и на развитие их личности, индивидуальности. Однако воплощение новых, прогрессивных  идей в жизнь сильно затруднено тем, что  не все педагоги  активно включаются в инновационный процесс, а зачастую выступают против нововведений.

Большинство исследований, направленных на  выявление причин  неучастия в нововведениях посвящено выявлению  личностных факторов психологической готовности к нововведениям. Исследованию  же социально- психологических факторов уделяется крайне мало внимания. Нам бы хотелось пополнить исследования в этой области  и  проверить предположение  о влиянии на включенность в инновационную деятельность  такого фактора как   сплоченность коллектива.

Таким образом, целью данной работы является выявление  социально - психологических факторов  влияющих на  готовность членов коллектива  к внедрению инноваций. Мы предполагаем, что одним из таких факторов  является сплоченность коллектива.

Итак, гипотеза: сплоченность коллектива влияет на отношения членов коллектива к инновациям.

Объектом нашего исследования являются: коллективы педагогов  г. Красноярска, включенные в инновации.

Предметом: влияние сплоченности коллектива на готовность сотрудников к нововведениям.

 Исходя из цели, нами были поставлены  следующие  задачи:

1. Построить теоретическую модель психологических механизмов принятия инноваций.

 2.Провести теоретический анализ взаимосвязи  между включенностью  в инновационные процессы и сплоченностью коллектива.

3. Подобрать исследовательский инструментарий, апробировать методики;

 4.Провести эмпирическое исследование, проинтерпретировать данные и оформить выводы.

Решая первую задачу, мы основывались на типологии возможных реакций человека на нововведения и их психологическом обосновании, предложенные А.В. Филипповым. Он выделял несколько довольно типичных реакций человека на нововведения:

1) принятие нововведения и активное участие в его реализации;

2) пассивное принятие нововведения;

 3) пассивное непринятие нововведения, занятие выжидательной позиции, позиции внимательного изучения отрицательных сторон феноменов, связанных с нововведением;

4) активное непринятие нововведения, выступления против, апелляция к опыту и теории;

5) активное непринятие, связанное с оказанием противодействия нововведению, т. е. непринятие действиями и поступками.

Нас  в данной работе интересовали позитивные реакции и их социально – психологические причины.

Таким образом, среди социально – психологических факторов позитивного отношения к  нововведениям были выделены мотивация, основанная на чувстве долга и мотивация, основанная на следовании мнению всего коллектива.  Далее в ходе работыы выделенные факторы были положены в основу механизма влияния сплоченности на отношение к инновациям.

Решая третью задачу, то есть, подбирая методики, мы опирались на «теорию деятельностного опосредования межличностных отношений в группе» А.В.Петровского,  а конкретно,  на предложенную им структуру сплоченности. Под сплоченностью он понимал совокупность трех ее составляющих: межличностные отношения, единство ценностей и единство целей. Поэтому, исследуя групповую сплоченность, мы учитывали каждую ее составляющую.

Итак, в эмпирическиой части исследования нами были использованы следующие методики.

 1.«Экспресс-методика» по изучению социально – психологического климата.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Доклады
Размер файла:
54 Kb
Скачали:
0