Уважаемая комиссия и другие слушатели, представляем
Вашему вниманию диплом на тему: Исследование взаимосвязи сплоченности коллектива и отношения сотрудников к инновациям.
В последние годы в российском образовании происходят бурные перемены. Нововведения в образовании предполагают изменения в структуре, содержании и организации традиционного образовательного процесса. Новая система образования ориентирована теперь не только на обеспечение школьников необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и на развитие их личности, индивидуальности. Однако воплощение новых, прогрессивных идей в жизнь сильно затруднено тем, что не все педагоги активно включаются в инновационный процесс, а зачастую выступают против нововведений.
Большинство исследований, направленных на выявление причин неучастия в нововведениях посвящено выявлению личностных факторов психологической готовности к нововведениям. Исследованию же социально- психологических факторов уделяется крайне мало внимания. Нам бы хотелось пополнить исследования в этой области и проверить предположение о влиянии на включенность в инновационную деятельность такого фактора как сплоченность коллектива.
Таким образом, целью данной работы является выявление социально - психологических факторов влияющих на готовность членов коллектива к внедрению инноваций. Мы предполагаем, что одним из таких факторов является сплоченность коллектива.
Итак, гипотеза: сплоченность коллектива влияет на отношения членов коллектива к инновациям.
Объектом нашего исследования являются: коллективы педагогов г. Красноярска, включенные в инновации.
Предметом: влияние сплоченности коллектива на готовность сотрудников к нововведениям.
Исходя из цели, нами были поставлены следующие задачи:
1. Построить теоретическую модель психологических механизмов принятия инноваций.
2.Провести теоретический анализ взаимосвязи между включенностью в инновационные процессы и сплоченностью коллектива.
3. Подобрать исследовательский инструментарий, апробировать методики;
4.Провести эмпирическое исследование, проинтерпретировать данные и оформить выводы.
Решая первую задачу, мы основывались на типологии возможных реакций человека на нововведения и их психологическом обосновании, предложенные А.В. Филипповым. Он выделял несколько довольно типичных реакций человека на нововведения:
1) принятие нововведения и активное участие в его реализации;
2) пассивное принятие нововведения;
3) пассивное непринятие нововведения, занятие выжидательной позиции, позиции внимательного изучения отрицательных сторон феноменов, связанных с нововведением;
4) активное непринятие нововведения, выступления против, апелляция к опыту и теории;
5) активное непринятие, связанное с оказанием противодействия нововведению, т. е. непринятие действиями и поступками.
Нас в данной работе интересовали позитивные реакции и их социально – психологические причины.
Таким образом, среди социально – психологических факторов позитивного отношения к нововведениям были выделены мотивация, основанная на чувстве долга и мотивация, основанная на следовании мнению всего коллектива. Далее в ходе работыы выделенные факторы были положены в основу механизма влияния сплоченности на отношение к инновациям.
Решая третью задачу, то есть, подбирая методики, мы опирались на «теорию деятельностного опосредования межличностных отношений в группе» А.В.Петровского, а конкретно, на предложенную им структуру сплоченности. Под сплоченностью он понимал совокупность трех ее составляющих: межличностные отношения, единство ценностей и единство целей. Поэтому, исследуя групповую сплоченность, мы учитывали каждую ее составляющую.
Итак, в эмпирическиой части исследования нами были использованы следующие методики.
1.«Экспресс-методика» по изучению социально – психологического климата.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.